Апеллес
(около 370-306 до н.э.)
Древнегреческий живописец, друг Александра Великого. Уроженец малоазийского Колофона, затем переехал в соседний Эфес, где брал уроки живописи у Эфора. После стал учеником известного Памфила в Сикионе. Апеллес соединил в своём творчестве ионическую элегантность, присущую малоазийским грекам, и геометрическую точность сикионской школы. Видимо его учитель Памфил, македонец по происхождению, посодействовал Апеллесу стать художником в свите македонского царя Филиппа II, где он завоевал такой авторитет, что преемник Филиппа Александр Великий издал указ, запрещающий кому-либо рисовать портреты Александра кроме как Апеллесу. По всей видимости Апеллес сопровождал какое-то время Александра в походе на персов. В эпоху диадохов художник рисует портреты новоявленных царей. Умер он в признании современников как первый художник Эллады.
Античные писатели донесли до нас отрывочные истории из жизни художника, обращая в основном внимание на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса. Годы его жизни можно оценить из следующих фактов: Апеллес оказался при дворе Филиппа II видимо после смерти Памфила (около 350 до н.э.), то есть должен был родиться до 370 до н.э., чтобы стать признанным мастером к тому времени. Затем отмечен факт его пребывания при царе Птолемее в районе 306 до н.э. Этот диапазон и считается годами жизни художника.
Апеллес упражнялся каждый день, рисуя линии. Сам он сильной стороной своего творчества называл харизму (буквально этим греческим словом), то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами. Картины, восхищавшие зрителей веками, были созданы, по мнению Плиния, всего четырьмя цветами, зато с помощью покрытия тонким слоем глазури оттенки становились живее, лучше передавали цветовую гамму. Наиболее известные полотна художника (по описаниям античных авторов):
Афродита Анадиомена, то есть Афродита, рождённая из моря. Богиня выжимает волосы, и падающие капли воды вуалью серебрятся вокруг её тела. За творение для храма Эскулапия на Косе по слухам заплачено 100 талантов. Позднее император Август перевез его в Рим. Картина начала разрушаться, и император Нерон заменил её копией художника Дорофея. Для Афродиты позировала Кампаспа, подаренная Александром Великим художнику.
По другим сведениям моделью была известная гетера Фрина, чей бюст был настолько совершенен, что считался даром богов. Афиней так рассказал о рождении картины:
«Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены.»
Александр Великий, подобно Зевсу, мечет молнию. По этому поводу говорили, что есть два Александра, один, сын Филиппа — непобедим, другой, созданный Апеллесом — неподражаем. За картину царя художник получил царскую плату, 20 талантов в золоте, причём плату отмеряли по весу картины.
Клевета Апеллесу. Сандро Ботичелли.
|
Апеллес, рисующий Кампаспу. Жак Луи Давид.
|
Афродита Анадиомена (фреска). Апеллес. Помпеи.
|