Ашканская школа, "Восемь"
(от английского ash can - пепельница)
Направление в американской реалистической живописи первой четверти XX в., не чуждавшееся показа теневых сторон жизни большого города, пригородов, популярных курортов, трущоб, ночных баров, злачных мест. Движение, иногда называемое "Школа мусорного бака", связано с группой художников, известной как "Восемь" (1908 г.), в которую входили Роберт Генри, Артур Б. Давис, Морис Прендергаст, Эрнест Лосон, Уильям Глакенс, Эвереттский Шинн, Джон Френч Слоан, и Джордж Лакс. Творчество группы "Восемь" - ашканской школы оказало заметное влияние на пути дальнейшего развития реалистического изобразительного искусства в США.
Творчество основных представителей Ашканской школы — Роберта Генри, Джона Слоуна, Джорджа Лакса, Уильяма Глэккенса, как и присоединившегося к ним позже Джорджа Беллоуза,— составило одно из самых замечательных явлений в истории американского искусства. Группа «Восьмерки» выступала в общественной жизни на стороне прогрессивных сил США, поднявших в начале 20 в. протест против реакции в политической жизни, в литературе и искусстве. Не случайно буржуазная критика злобно окрестила этих художников "школой мусорного ящика» или даже «революционной черной бандой».
Вдохновителем всей группы был Роберт Генри (1865—1929 г.). Соединение прекрасного вкуса с ясным стремлением к социальной значительности искусства не только придало творчеству Генри очень принципиальный и внутренне взволнованный характер, но и окрасило его энергичную и плодотворную педагогическую и организаторскую деятельность. В начале 20 в. Генри собрал вокруг себя нескольких молодых филадельфийских газетных рисовальщиков (какими были тогда Слоун, Глэккенс, Лакс) и побудил их заняться изображением повседневной жизни не только в рисунках для журналов и газет, но и в живописи. Искусство Р. Генри проникнуто глубоким уважением к человеку, к его интеллектуальным и моральным достоинствам. Если не считать немногих пейзажей, главным образом Нью-Йорка, то все его лучшие работы являются зорко и верно подмеченными портретами («Маскарадное платье», 1911 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей; «Мальчик-рыбак», Нью-Йорк, собрание Британской Энциклопедии; «Лилиан», Сан-Франциско, Художественная ассоциация; «Индейская девушка из Санта-Клары», 1917 г.; «Мэри», и др.).
Острота восприятия человеческой индивидуальности отличает произведения Джорджа Лакса (1867—1933 г.), изображавшего простых людей Америки («Кэбби», Нью-Йорк, собрание Британской Энциклопедии; «Мальчик-шахтер», ок. 1925 г., частное собрание «Шахтер», Вашингтон, Национальная галерея). В искусстве Лакса есть оттенок горечи и боли, его образы несут на себе отпечаток тяжело прожитой жизни и вместе с тем исполнены большого достоинства и очень человечны.
Самым ярким и темпераментным среди последователей Роберта Генри был Джон Слоун (1871—1951 г.), ставший одним из самых известных живописцев и крупнейшим офортистом Америки. Слоун с неизменно живой и острой реалистической выразительностью писал и рисовал задворки и трущобы Нью-Йорка, скрытый от праздных туристских глаз мир убогой и трудной жизни; его внимание привлекали улицы большого города, ночные бары, сомнительные притоны, жалкие и мрачные дома, заселенные беднейшими обитателями Нью-Йорка. Именно к его работам в значительной мере относилось оскорбительное прозвище «школы мусорного ящика».
Богатые и сытые посетители выставки «Восьмерки» и продажные газетные критики брезгливо и озлобленно взирали на эту вывернутую наружу изнанку американского «процветания». В лучших картинах и офортах Слоуна есть острота и выразительность простой и естественной композиции, верность психологических ситуаций, правдивость характеров, окрашенных то лирической сердечностью, то насмешливостью («Гася свет», офорт; «Иетс в баре Петипа»; «Окно парикмахерской», «Задворки Гринвич-Виллиджа»).
С наибольшей широтой и мастерством художественные принципы «Восьмерки», утвержденные Генри, были развиты Джорджем Беллоузом (1882—1925 г.) — одним из самых интересных реалистических художников Америки 20 в. У Беллоуза есть много картин, рисунков и литографий, изображающих спортивные состязания — матчи бокса или игру в поло,— представления цирка, городские улицы, сады и парки, наполненные толпой, митинги и проповеди, мосты и пристани, строительных рабочих и докеров, обитателей нью-йоркских трущоб, тюрьмы и линчевание негров — весь разноречивый и драматический мир повседневной жизни от его самых радостных до самых ужасных событий. Вся сила подлинно критического реализма выступает в таких литографиях Беллоуза, как «Благословение в Джорджии» (1916 г.), где тюремный священник поучает закованных в кандалы негров, или «Закон слишком медлителен» — настоящий обвинительный акт против чудовищных преступлений буржуазной реакции. Картины «Обитатели утесов» (1913 г.) и «Люди доков» (1912 г.) раскрывают глубоко и сильно не показную сторону большого города во всей ее драматической обыденности.
Такая картина, как «Ставьте у Шарки!» (1909 г.), где с динамикой и экспрессией изображена озверелая схватка боксеров ради приза, прямо и непосредственно развивала тему Икинса, может быть, в еще более мрачном и обостренно реальном плане, вне каких-либо приукрашивающих жизнь иллюзий и вместе с тем с широко обобщенной монументальной живописной силой. Беллоуз постоянно обращался к темам разнообразной повседневной работы, обычно на фоне города или природы и решал их с эпическим размахом, возвеличивающим человеческий труд. Он был создателем динамичных, насыщенных воздухом и светом пейзажей и проникновенных портретов, написанных часто с членов своей семьи («Элинор, Джин и Анна», 1920, Буффало, галерея Олбрайт).
Индейская девушка из Санта-Клары. Р. Генри. 1917 г.
|
На пляже. М. Прендергаст. 1910-1913 г.
|
Мальчик-шахтер. Дж. Лакс. Ок. 1925 г.
|