История свастики
В традиционной символике Китая различают два типа свастики. Если концы знака загнуты по часовой стрелке (санск. suvastike) — они символизируют мужскую силу Ян, солнечное, активное начало. Концы, загнутые против часовой стрелки (санск. sauvastike), — женскую силу Инь, пассивное, лунное начало и «влажную среду». Примечательно, что «женскую свастику» можно увидеть не только на произведениях искусства Древнего Китая, а на индийских символах йони («интимном треугольнике»), в культовых изображениях богинь Астарты, Артемиды, Афродиты, Цереры.
В античном искусстве этот знак встречается на жертвенниках, вотивных статуэтках, урнах, на оружии, щитах, монетах, веретенах. Исследователи подчеркивают связь мотива свастики с лабиринтом и меандром, выражающими идею бесконечного движения. Пересечение меандров с ритмическим сдвигом «на полшага» создает свастику.
Древнегреческие вазописцы изображали свастику среди фигур сюжетных сцен, причем в наклонном (диагональном) положении, что еще более подчеркивает ее динамичность, «момент вращения», хорошо согласующийся с круглым туловом вазы, роспись которой следует рассматривать, поворачивая вазу в руках. Мотив свастики заимствовали христиане и использовали его в IV-VII вв. для утверждения символа креста. «Гамматический крест» связывали с символикой «Мирового дерева» и изображали рядом с традиционным меандром и прямым четырехконечным крестом (как символом солнца). Причем загнутым концам свастики стали придавать новое значение.
«Вертикальная гамма» (зигзаг, идущий вправо и вниз) означал схождение Божественного духа на землю; Горизонтальная гамма» (зигзаг, направленный влево и вверх) — освобождение человеческой души от власти Ада. Подобные символы изображали на церковных потирах IV в., включали в архитектурный декор византийских церквей.
Свастику можно увидеть в мавзолее Галлы Плацидии, на мозаике пола церкви Сан Витало в Равенне (V—VI вв.), в катакомбах и на облачении священнослужителей первых римских церквей. В 1912 г. в Германии, в Мюнхене, был создан «Германский орден» по образцу масонских лож, в символике которого использовали скандинавские рунические знаки и свастику. После поражения Германии в первой мировой войне 1914—1918 гг. ветераны ордена объединились в борьбе против «славян, евреев, социалистов и коммунистов» под знаком свастики, апеллируя к его арийскому происхождению. С 1919 г. свастика — знак военных бригад Райхсвера. В 1935—1945 гг. свастика в круге на белом или черном фоне под имперским орлом — государственная эмблема фашистской Германии.
Свастика на советских деньгах.
|
Различные изображения свастики.
|
Свастика в париже.
|