Андрееску Йон
(15 февраля 1850 г., Бухарест, — 22 или 23 октября 1882 г., там же)
Румынский живописец-реалист. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1869—1872 г.) у Т. Амана. В 1872—1878 г. преподавал рисование в семинарии г. Бузэу. В конце 1878 г. приехал в Париж, где некоторое время занимался в Академии Жюлиана, в основном же работал вместе с барбизонцами. В 1881 г. вернулся на родину. Автор портретов, лирических национальных пейзажей и сцен из крестьянской жизни, отмеченных мягкостью гаммы, тонкостью цветовых градаций.
Творчество Андрееску сложилось под влиянием его старшего товарища Н. Григореску и художников барбизонской школы. Он писал главным образом пейзажи, полные грусти и меланхолии. Постоянная работа на натуре придавала его пленэрной живописи свободу и импровизационность. Легкие прозрачные мазки краски сообщают его пейзажам и натюрмортам светоносность и свежесть. Для них характерна тонкая изысканная цветовая гамма, построенная на близких светло-серых, голубых, зеленоватых тонах. Мотивы своих картин он находит в окружающей его действительности: «Дом у дороги», «Ярмарка в Бузеу» и другие. Художник охотно писал лесные опушки и чащу леса: «Роща зимой», «Опавшие листья», «В чаще леса» (все 70-х г.; Бухарест, Музей искусств), тонко передавая поэтическое очарование, неиссякаемую жизненную силу природы. Подчас в его пейзажи вложено большое личное чувство, ощущение одиночества и душевной тоски. Пейзаж занимает большое место и в таких картинах, как «На пашне» (1880 г.), где фигура пахаря, ведущего под уздцы белую лошадь, нерасторжимо связана с широким простором поля, с нежно-голубым небом. Он приобретает особую эпичность и значительность в картине «Дорога по холмам» (70-е г.; обе — там же) — одном из программных произведений художника, полном веры в человеческие силы, влюбленности в красоту жизни. Обращается он и к изображению людей из народа (Крестьянка в зеленом платке, 1880—1881 г. , Бухарест, Музей искусств).
В последние годы короткой жизни художника Андрееску продолжает писать пейзажи, простых людей труда. В них все заметнее ощущаются настроения меланхолии, беспокойства. Щемящей грустью веет от пейзажа «Зима в Барбизоне» (1881 г.; Бухарест, музей Замбахчана), где свинцово-серое небо мрачно нависло над бедными домиками, оголенными деревьями и размытой колеей дороги, по которой бредет одинокий прохожий. Трагические ноты присущи и поздним работам Андрееску, исполненным на родине: «Крестьянская девочка в зеленом платке» (около 1881 г. ; Бухарест, Музей искусств), автопортрет (1882 г. ; там же). Всего лишь несколько лет отделяют это последнее произведение от автопортрета, исполненного между 1875 и 1878 г., но вместо молодого энергичного человека, каким предстает перед нами художник на раннем автопортрете, мы видим почти старика. Но и здесь во всем облике неизлечимо больного человека передана громадная концентрация воли, большая страстная душа художника. Безвременная смерть прервала творчество этого талантливого и многообещающего живописца. В 1948 г. посмертно избран почётным член Академии СРР.
Большая дорога. Йон Андрееску. 1970-е годы.
|
Крестьянка в зеленом платке. Йон Андрееску. 1880-1881 г.
|
Пейзаж. Йон Андрееску.
|