Андерграунд
(от английского underground - подполье)
Ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Понятие андерграунда возникло в Америке и означает культуру подполья, возникшую как противопоставление ограничениям и консерватизму официально признанной в обществе культуры. В России в советское время под андерграундом понимались непризнанные советскими властями направления искусства (музыка, литература, живопись), различные подпольные сообщества. Андерграундом считались направления соц-арта, авангардизма и прочие опозиционные течения. Андерграунд сошел на нет в девяностые годы, после снятия в обществе запрета на свободу художественного самовыражения.
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой. Также термином Андерграунд очень часто обозначают общие направления в музыке, которая не поддерживает классические пути. В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андерграунду.
Применительно к русской культуре — это форма последовательного эстетического и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления искуством и литературой. Термин заимствован из художественной практики послевоенной нью-йоркской богемы, где андерграунд возник как оппозиция к "истэблишменту" (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х г. понятие андерграунда проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так называемой "второй культуры". Литературно андерграунд сложился как органическое возрождение традиций русской потаенной словесности в условиях советской постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата.
Различаются четыре основные направления андерграунда, соответствующие главным тенденциям цензурных запретов:
- социально-разоблачительная беллетристика и документалистика;
- литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировоззрением;
- интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20—30-е г., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской литературы на советскую культурно-бытовую ситуацию;
- эротическая и смеховая литература с использованием нецензурной лексики.
Помимо оригинальных текстов в литературе андерграунда широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии андерграунда можно выделить два периода. Первый - 50-60-е г. - характеризовался доминированием "опасной" социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетического протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов.
Второй - 70-80-е г. происходит переоценка идейных и эстетических ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные художественные формы. Московские концептуалисты — Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров — и их молодые последователи используют "совковый" язык и атрибутику советского менталитета как нейтрально окрашенный эстетический материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках андерграунда складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, художественно-провокативных актах и полистилистике. Ее представители — прозаики Н. Климонтович, В. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки лиературный андерграунд получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов андерграунда на на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде — в условиях государственно-идеологического контроля.
Самиздат Ленинграда.
|
Кинчев и Цой представители советского андерграунда.
|
Диалог (Сергей Борисов).
|