Ювелирное искусство
(от немецкого juwel — драгоценный камень)
Вид декоративно-прикладного искусства: cоздание художественных украшений – предметов быта, вооружения, культа, личных украшений в основном из драгоценных (серебро, платина, золото), а также определённых цветных металлов, порою украшенных поделочными и драгоценными камнями, стеклом, жемчугом, перламутром, янтарём, костью и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством. В ювелирном искусстве использовались литье, ковка, тиснение, гравировка или резьба, чернь, зернь, эмали, травление, инкрустация, полировка и прочие механические техники обработки.
Ювелирное искусство – одно из наиболее распространённых разновидностей декоративно-прикладного искусства и одно из самых древних. Включает в себя и народное ювелирное искусство. На высоком уровне развития находилось древнеегипетское ювелирное искусство, для которого характерны яркие полихромные эффекты. Материалами для ювелирных изделий были в основном лазурит, золото, бронза, аметист, обсидиан, яшма, изумруды. Использовалась гравировка, чеканка и холодная эмаль. Вкрапления цветных камней и кубиков из стеклянной пасты между перегородками из золота. Для древнего Двуречья – Шумера, Ассирии, Аккада, Вавилонии свойственно тяготение к яркой полихромии, любовь к технике холодной эмали и повсеместному использованию лазурита.
Ювелирные изделия, характерные для эгейского искусства, которые были найдены в основном в Трое и Микенах, а также этрусков, характеризуются большей сдержанностью цветовых оттенков. Это изделия с зернью и сканью, сосуды из золота с изображениями каракатиц, морских звёзд, быков и т. д. Если в ювелирных древнегреческих изделиях классического периода (V – IV века до н. э.) наиболее весомым средством художественных эффектов было матовое сияние золота, то в древнеримских изделиях и произведениях периода эллинистического искусства снова начал проявляться интерес к звучной полихромии. Наибольшую известность среди произведения эллинистического ювелирного искусства завоевали серебряные художественные изделия.
В иранском ювелирном искусстве (III – VII века) были популярны сосуды из серебра и золота с литыми, чеканными и гравированными изображениями. В восточных мусульманских странах наибольшее распространение получил растительный или отвлечённый геометрический орнамент и каллиграфия. Для Индии средних веков свойственна особая пышность украшений, в которой довольно рано изобрели искусство огранки алмазов. В средние века в Китае разнообразные ювелирные материалы обрабатывались довольно сдержанно (помимо кораллов, нефритов, янтаря и некоторых драгоценных металлов). Китайские мастера стремились подчеркнуть в них преимущественно природную фактуру и окраску, а не только светоотражательные свойства.
Различные образцы ювелирного искусства самого высокого класса были обнаружены при археологическом исследовании древнеамериканской культуры – чеканные и литые украшения из золота, с мозаичными орнаментами из агата, кварца, бирюзы. Для раннего европейского искусства периода средневековья характерно использование крупных кабошонов – неогранённых драгоценных округлых камней и холодной эмали, которые контрастировали с золотом, в орнаментах – мотивы «звериного стиля». В ювелирном искусстве Византии - оклады, распятия, литургические чеканные сосуды и прочие культовые предметы, зачастую украшенные необыкновенно тонкой перегородчатой эмалью – превалировало стремление к иллюзорной дематериализации форм.
В Средние века мастерство ювелиров было направлено в основном на украшение предметов церковной утвари. Изготавливались великолепные золотые или серебряные оклады икон и богослужебных книг, украшенные драгоценными камнями, чеканные литургические сосуды. Ювелирные изделия эпохи Возрождения отличаются совершенством композиции, тщательностью проработки, богатством фантазии. К ювелирному искусству обращались прославленные мастера (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини). Излюбленными типами изделий были нагрудные подвески и украшения для шляп. В Италии расцветает искусство резьбы по камню. Во Франции славилась школа лиможской эмали.
Новый расцвет ювелирное искусство переживает в эпоху рококо с характерным для него стремлением к утончённости. Любимым камнем становится бриллиант, появляется классическая бриллиантовая огранка. В мужском костюме драгоценные камни использовались так же широко, как и в женском. В эпоху классицизма ювелирные изделия обретают строгость, из мужского гардероба практически исчезают украшения. Популярными становятся изящные табакерки и набалдашники для тростей.
С середины XIX в. при изготовлении ювелирных изделий начинают применяться промышленные технологии, их производство становится массовым, используются менее дорогие материалы (накладное серебро, горный хрусталь, цветное стекло, искусственные бриллианты — стразы). Мастера модерна превратили ювелирные изделия в произведения большого искусства (Р. Лалик, Л. Гайар). Ювелиры обращаются в своих произведениях к формам живой природы; любимыми мотивами становятся волна, завитки растений, насекомые, птицы. Мировую известность получила продукция работавшей в России фирмы Фаберже (пасхальные яйца с механическим секретом, часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и т.д.), отмеченные уникальностью конструкторских решений, тщательностью отделки, яркой праздничностью образного решения.
В XX в. благодаря деятельности французского модельера-новатора Коко Шанель обретает популярность бижутерия. Осваиваются новые материалы, как дорогие (платина, палладий), так и более доступные массовому потребителю (цирконий, алюминий, цинк, керамика). Во второй половине XX — начале XXI в. стремление к минимализму, обыгрыванию выразительности простых геометрических форм соседствует в ювелирном деле с интересом к изысканности и прихотливым линиям модерна и традициям народного искусства.
Браслет "Чертополох". Рене Лалик.
|
Древнерусские украшения, найденные на территории Рязани.
|
Скифский гребень со сценой битвы. Конец V — начало IV в. до н.э.
|