Санта Мария Дэ Арачели
Санта Мария Дэ Арачели (итал., из лат. Santa Maria d'Aracoeli) — церковь Святой Марии на Алтаре Неба. Находится в самом центре Рима, на вершине Капитолийского холма. В древности, в период возникновения города, на этом месте находилась цитадель, крепость (лат. агх), затем храм Юноны Монеты (269 г. до н. э.).
Происхождение церкви связывают с легендой, согласно которой римский император Октавиан Август (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) встретил у подножия холма женщину с младенцем на руках. Накануне император вопрошал оракула — сивиллу Тибуртинскую: появится ли где-нибудь человек более великий, чем он. Предчувствуя важность знамения (считают, что это было явление Мадонны с Младенцем Христом), император Август распорядился поставить на вершине холма жертвенник (лат. aracoeli — «небесный жертвенник, алтарь»; в пророчестве сивиллы были слова о «небесном жертвеннике»).
В VI в. греческие монахи построили на месте жертвенника небольшую церковь. С 1250 г. ею владеют монахи францисканского ордена. К церкви ведет мраморная лестница из 122 ступеней. Ее построили в память об окончании эпидемии чумы 1348 г., описанной Дж. Боккаччьо в «Декамероне» (лестницу горожане возвели по обету, данному Деве Марии).
Фасад церкви Санта Мария д'Арачели выглядит сурово, он не имеет мраморной облицовки, как многие средневековые храмы. Интерьер типичен для христианских базилик, он имеет три нефа, разделенных двумя рядами двадцати двух колонн разного ордера и формы, заимствованных из различных древнеримских построек. На одной из колонн левого ряда можно видеть изображение Мадонны с Младенцем, характерное для искусства XV в. — в технике фрески по грунту, наложенному на гранитный фуст колонны. Потолок с деревянной вызолоченной резьбой создан по обету, данному Маркантонио Колонна, предводителю объединенных войск «Святой лиги», одержавших победу над сарацинами (мусульманами) в битве при Лепанто в 1571 г. Мозаичный мраморный пол — работа Космати (XIII в.).
Церковь Санта Мария д'Арачели знаменита произведениями искусства, среди них — надгробие (при входе справа), которое приписывают Донателло. В первой капелле справа, капелле Св. Бернардина Сьенского, сохранились росписи, повествующие о жизни святого, работы Пинтуриккьо (1485). Над южным входом (на наружной стене церкви) расположена мозаика «Мадонна с Младенцем» (работа мастеров Космати, XIII в.). В капелле семьи Савелли (справа от алтаря) — похожая мозаика работы флорентийского мастера Арнольфо ди Камбьо (XIV в.).
Две кафедры (итал. pulpiti) по обе стороны главного нефа — замечательные произведения Космати (конец XII в.). На мимике алтаря капеллы Св. Елены (в левом нефе) изображено явление Мадонны Императору Октавиану Августу (XII в.). В 1994 г. в отдельной капелле (вход из северного нефа) установили скульптуру «Святого Младенца» (Santo Bambino di Aracoeli), созданную, по преданию, в XVв. из дерева оливы, произраставшей в Гефсиманском саду Иерусалима. В других капеллах — фрески Б. Гоццоли, П. Каваллини.
Надгробие Донателло.
|
К.В.Экерсберг. Лестница церкви Марии Арачели. 1813-1816.
|
Роспись в Санта Мария ин Арачели в Риме.
|