Синтез искусств
Органический синтез различных искусств или видов искусств в одно художественное целое, которое создает культурную и материальную среду человеческого бытия. В истории искусства есть самые различные синтетические формы. Монументальное искусство и архитектура постоянно стремятся к объединению, к художественно-архитектурному сочленению, в котором скульптура и живопись, выполняя собственные задачи, истолковывают и расширяют архитектурные образы. В этом пластически-пространственном синтезе обычно принимает участие декоративно-прикладное искусство, также и художественные станковые произведения (статуи, картины и пр.). Спектакль, кинофильм – это синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Соотношение между различными искусствами может быть различным.
Один вид может полностью преобладать, подчинив себе остальные (допустим, архитектура Древнего Египта, которая подчинила себе живопись и скульптуру). Особое значение приобретает и качество, свойственное обычно одному из искусств (к примеру, «архитектоничность» пластических искусств эпохи классицизма, «живописность» в искусстве барокко, пластичность античных искусств и пр.). Как в определённые исторические эпохи, так и в соответствии с личным замыслом живописца, виды искусства могут тесно объединяться друг с другом (скульптура и архитектура эпох барокко и готики), естественно дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и контрастировать, как в сооружениях XX столетия.
Для эпохи первобытно-общинного строя характерен синкретизм, т.е. первоначальная нерасчленённость видов искусства, непосредственно вплетённых в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя свою специфику и своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей "сверхчеловеческой" массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектурных деталей (колонны в виде цветов лотоса или связок папируса) древнегреческая культура противопоставила гармоническое сочетание архитектуры и скульптуры (равноправных по своему значению), воплощающее представление о возвышенном человеческом начале.
В культуре поздней готики и особенно Возрождения с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией художественного творчества происходит распад "соборной" универсальности средневекового синтеза искусств. Складываются новые формы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров Возрождения (Брунеллески, Браманте, Рафаэля, Микеланджело и других) были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в целостном, гармоничном ансамбле.
В живописи этого времени, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, органически включённой в архитектурные ритмы, изобразительные формы, не утрачивающие своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретают определенные черты условности, связанные с монументально-декоративным назначением произведений. В эпоху барокко отдельные виды искусства образуют торжественное и динамичное монументально-декоративное единство; в интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепниной, монументальными росписями. Синтез искусств в XVI—XVIII в. связан не только с церковными ритуалами, но и с формами светского быта (триумфы, придворные и городские феерии, спектакли и т.п.). В искусстве рококо и классицизма важной целью синтеза искусств становится создание жилой среды, отвечающей определенным нормам общественного бытия и эстетическим идеалам эпохи.
В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, и в первую очередь архитектурно-художественный синтез, что вызвано всё большей индивидуализацией сознания, деэстетизацией повседневного бытия, распадом общезначимых общественных принципов и норм. Вместе с тем прогрессивные общественные движения вызывали и поиски новых форм синтеза искусств, что было связано со стремлением внести в жизнь художественное начало, создать предпосылки для гармоничного развития человека. Задачи формирования цельного, гармоничного человека, выдвинутые И.В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических художественных теориях XIX в. в проблему создания так называемых оазисов красоты, противостоящих буржуазному практицизму и бездуховности.
Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического "соборного" художественного творчества были позже развиты символистами. Стиль "модерн" на рубеже XIX и XX в. предпринял попытки возрождения синтеза искусств. Развивая идеи синтетической культуры, У. Моррис, Х. ван де Велде, представитель рационализма и конструктивизма (и в первую очередь объединения "Баухауз" в Германии) стремились к созданию целостной художественной среды, активно воздействующей на жизненные процессы.
Значительные работы в области синтеза искусств в XX в., порождённые прогрессивными общественными и революционными движениями (произведения мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х.К. Ороско и других), связаны с созданием общественных построек, мемориальных и выставочных комплексов, а также с оформлением ярких по идейной направленности празднеств, народных шествий, фестивалей и т.п.
Лестничная пристройка Теремного дворца в Московском Кремле. 1637 г.
|
Столовая на выставке «Современное искусство» в Петербурге. А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере. 1903 г.
|
Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225—1236 г.
|