Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Метафизическая живопись


(от итальянского pittura metafisica)

Метафизическая живописьКамерное, но значимое течение в живописи Италии второй половины 1910-х – начала 1920-х годов. Ее основатель Дж. Де Кирико и прочие мастера этого направления (Ф. Казорати, Дж. Моранди, Ф. Де Писис, М. Кампильи, К. Карра) являлись последователями неоклассицизма 1920-х годов. В своих произведениях они пытались передать некий магически-таинственный смысл, пугающую отчуждённость от человека и застылость мира, ощущение тоскливости и пустынности «очищенного» пространства.

Характеризуется метафизическая живопись искаженной перспективой, неестественным освещением и странным образным миром, в котором вместо людей существуют манекены и статуи. Имея много общего с сюрреализмом, художники-метафизики также стремились создать магическую атмосферу сна. Тем не менее, являясь умозрительным искусством, метафизическая живопись не имеет никаких точек соприкосновения и не дает ключ к пониманию того, что изображено.

Метафизическая живопись противопоставила футуризму, технократически устремленному в будущее, принципы поэтической созерцательности и покоя, идею возврата к "классическим ценностям". Основоположники направления сочетали в своих полотнах классические (античные и ренессансные) мотивы с настроениями ирреальности, где "метафизические" вещи заменили человека. Став одним из преддверий сюрреализма, метафизическая живопись развивалась и как самостоятельная тенденция, близкая магическому реализму.

Джорджо де Кирико и формирование группы.

Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико, который еще в период своего пребывания в Париже в 1913-1914 годах создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизизма; его серия «Площади Италии» придавала фантастическое измерение условной итальянской классической архитектуре, воссозданной им на картинах. Мир картин де Кирико ирреален, подобен сну, вселяющему в зрителя чувство тревоги и беспокойства. Одинокие, беззащитные в беспредельном пространстве человеческие фигурки, статуи и человекообразные манекены населяют его. Между 1908 и 1917 г. художник создал свои самые значительные произведения - серию видов пустынных городских площадей и странных натюрмортов, составленных из чуждых друг другу предметов, став своего рода «предтечей» для формирующейся группы сюрреалистов.

Предотъездная тоска (Дж. Де Кирико)Вместе с тем 1920-е г. - переломный момент в творчестве мастера: «получив откровение великой живописи», он обратился к неоклассической манере. Однако магия метафизики имела на него столь значительное влияние, что он до конца дней не расставался с ее мистическими образами. В 1915 году Италия вступила в первую мировую войну, художник вынужден был вернуться в Феррару, где ожидал мобилизации. Формирование группы художников, исповедовавших эстетику метафизизма, произошло в 1916 году, когда в госпитале в Ферраре сошлись судьбы Джорджо де Кирико, порвавшего с футуризмом Карло Карра, Филиппо де Писиса и младшего брата де Кирико, Андреа, который взял себе псевдоним Альберто Савинио. В 1920-х годах к ним ненадолго присоединился Джорджо Моранди.

Эстетика.

В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Метафизическое движение родилось на основе этого нового подхода к живописи, и в 1916-1922 годах объединило художников и писателей вокруг журнала «Valori Plastici» (Пластические ценности), в котором была опубликована серия теоретических работ де Кирико и Савинио, посвященных метафизической живописи. В своей работе «Анадиомен» Альберто Савинио формулирует два основных принципа метафизической поэтики: «призрачность» и «ирония».

Тема «манекена», которая становится лейтмотивом картин де Кирико и Карра, также впервые появилась в записях Савинио. Метафизическая живопись опиралась на образы предшествующего искусства, и включала в себя различные культурные элементы прошлого. Савинио и де Кирико испытывали явное влияние неоклассической живописи Арнольда Бёклина; Карло Карра, отошедший от футуристических экспериментов, вернулся к старинной классической традицииживописи треченто и кватроченто (это видно у него в построениях перспективы в пейзажах).

Две тенденции.

Покидающие театр (К. Карра, 1913 г.)В метафизическом движении выделились две тенденции: одна особенно богата символическими и литературными смыслами и реминисценциями (де Кирико, Савинио), вторая менее доктринерская, но более обусловленная живописной фантазией. (Карра, Моранди). Движение не создало ни своей школы, ни определенной группы, оно скорее было реакцией на футуризм, выражением его кризиса, и именно в этом качестве имело влияние в Италии, где схожую эстетику в это время стали исповедовать некоторые другие художники (Марио Сирони, Арденго Соффичи, Массимо Кампильи, Атаназио Сольдати), а также во всей Европе.

Конец школы.

Метафизическое движение довольно быстро сошло со сцены. Начиная с 1919 г. феррарские художники-метафизики обратились к опыту старых мастеров. Последнюю картину в этом стиле де Кирико написал в 1918 году, Моранди в 1920 г., а Карра в 1921 г. Однако ряд идей метафизиков были подхвачены сюрреалистами. Метафизическому движению в живописи были посвящены две большие выставки в Германии, состоявшиеся в 1921 и в 1924 годах. Работы метафизических художников особенно полно представлены в миланских музеях и частных собраниях в Нью-Йорке, в Чикаго, в Стокгольме и в Венеции.

Священный батон (Филлипо де Писис)
Священный батон.
Филиппо де Писис.

Красный всадник (К. Карра, 1913 г.)
Красный всадник. К. Карра. 1913 г.

Натюрморт с манекеном (Дж. Моранди, 1918 г.)
Натюрморт с манекеном.
Дж. Моранди. 1918 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.