Эрос
(также известен как Эрот, Амур, в римской мифологии Купидон)
В греческой мифологии бог любви, символ неотвратимости любви, плотской страсти и жизни после смерти. Сын Венеры и Вулкана. В другом варианте — появился из золотого или серебряного яйца. Часто изображался с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора его жертв. Подобно своей покровительнице Венере не прощает бесстрастия и игнорирования любви. В искусстве, начиная с эпохи эллинизма, Эрос часто изображался в виде шаловливого мальчика.
Эрос — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей.
По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом. Как стрелок Эрос не уступает самому Аполлону и никто, включая богов, не защищен от его стрел, которые часто выступают в роли орудия наказания, вызывая безответную любовь. Среди жертв Эроса — Аполлон.
В Феспиях каждые четыре года в честь Эроса устраивались празднества — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эроса и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эроса и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной управляющей миром силой, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эротса и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной легенды.
Легенда гласит, что Венера была разгневана неземной красотой Психеи, и она приказала Купидону наказать Психею, но вместо этого Купидон влюбился в Психею и сделал ее своей женой. Но людям нельзя было смотреть на богов, и поэтому Психея даже не подозревала, как на самом деле выглядит ее муж. Она была счастлива до тех пор, пока ее сестры не убедили Психею посмотреть на Купидона. Купидон наказал свою возлюбленную: он покинул девушку, и в ту же минуту, вместе с ним исчезла прекрасная сказка — великолепный замок, в котором они жили, чудесные сады, чистый родник. Психея осталась одна. Но она решила, во что бы, то, ни стало найти своего возлюбленного, и отправилась в храм Венеры. Чтобы уничтожить Психею, Венера дала ей несколько невыполнимых заданий, одно задание было сложнее другого.
Последним ее заданием было доставить коробку в преисподнюю. Психее нужно было добыть часть красоты жены Плутона, и поместить ее в коробку. Во время путешествия Психея не раз была на краю гибели. Ее предупредили, чтобы она ни в коем случае не открывала коробку, и Психея сначала следовала этому совету. Но любопытство все-таки победило осторожность, и Психея открыла коробку. Вместо обещанной красоты в коробке находился мертвый сон. Купидон нашел ее безжизненной на земле. Он снял с нее мертвый сон. Купидон простил ее, а боги, восхищенные силой любви Психеи, сделали её богиней.
Амур и Психея. О. Джентилески.
|
Эрос и Психея. А. Канова.
|
Эрос и Психея. Летний сад. Санкт-Петербург.
|