Сатир
Сатир (греч. satyroi) – в древнегреческой мифологии сатиры - низшие лесные божества, то же, что на Руси лешие, демоны плодородия. А. Ф Лосев приводит необычную этимологию греч. sairein — «ухмыляться во во весь рот, щериться» (А. Лосев «Мифология греков и римлян»).
Сатиры составляют вместе с менадами свиту Диониса. Их изображали на мраморных рельефах и в древнегреческой вазописи козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф.
Другое их увлечение - музыка, нo играли они только на оргиастических, духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки - флейте, свирели. Своим отцом сатиры считали Силена (в поздней античности сатиров и силенов отождествляли) или Гермеса. В мифологии сатиры олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами— с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.
В изобразительном искусстве художников особенно привлекал миф о Зевсе и Антиопе. Чтобы овладеть красавицей, дочерью фиванского царя, верховный бог Зевс принял образ сатира. Также изображали сатиров, преследующих нимф или богиню Венеру и подглядывающего за ней сатира. Внешне сатиры похожи на Пана, которого римляне отождествляли с Фавном, божеством полей, лесов и пастбищ. Поэтому обычной стала путаница имен. Крестьяне приносили лесным божествам дары от своего урожая, вино или ягнят, оставляя их привязанными в лесу.
Мифы перемежались с действительностью. В римской истории есть эпизод: солдаты Корнелия Суллы (I в. до н. э.) захватили в пещере в Фессалии волосатое существо с козьими ногами и лошадиным хвостом и привели его связанным к своему начальнику. Существо издавало нечленораздельные звуки и отвратительный запах, поэтому Сулла велел отпустить его на волю.
Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина.
|
Сатир, дразнимый детьми. Gianlorenzo Bernini.
|
Сатир и вакханка. 1824, Брюллов.
|