Эпатаж
(по-французски epatage)
Скандальная выходка, претензия на сенсационность; поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы общественной нравственности и стиля жизни, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как предосудительное, недостойное или недопустимое с целью привлечения к себе внимания.
Эпатаж может проявляться не столько в поведении человека, сколько в его творчестве или общественной деятельности, которые радикально нарушают существующие обычаи, каноны, нормы. С приходом модернизма эпатаж вошел в искусство как неотъемлемый элемент. Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа широко используется в рекламе и маркетинге.
Эпатаж как неотъемлемый компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909 г.) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».
Похожие настроения выражал Г. Гросс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм». Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисса, Дерена, Вламинка и других — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».
В России шокирующими перформансами известны художник-авангардист Олег Кулик, в обнаженном виде кусавший за ноги посетителей своих выставок в образе собаки, а также художник Владислав Мамышев-Монро, появлявшийся на публике и на телевидении в образах Мерилин Монро, Любови Орловой, Аллы Пугачёвой и других.
Одним из писателей, ошеломляющих публику своими произведениями, является Виктор Пелевин. Его творчество, воплощающее в себе смесь вымысла и реальности, было названо критиками как «постсоветский сюрреализм». «Ауре мистики» вокруг его имени способствует отказ писателя фотографироваться и давать интервью прессе. Некоторые критики считают, что в «во всем этом эпатаже нет ни страсти, ни дерзости, ни лирического (пусть хулиганского) самовыражения — одна лишь игра холодного ума, зачастую весьма изощренная».
К числу наиболее талантливых современных российских авторов, склонных к эпатажу и шокирующим публику жестам и поступкам, можно также причислить: Эдуарда Лимонова, Вадима Степанцова, Ярослава Могутина, Марусю Климову, Илью Масодова, Шиша Брянского, Михаила Вербицкого, Супералису, Владимира Сергиенко, Владимира Сорокина.
С.Б. Коэн в образе Бората на Каннском фестивале.
|
Олег Кулик как Человек-собака.
|
Икар. А. Матисс. 1943 г.
|