Иллюминирование
(по-латински illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю)
Процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах. Слово "миниатюра" связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари. Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Иллюминированная рукопись была настоящей драгоценностью.
Книги создавались в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. Уже в каролингское время начали складываться различные школы книжной миниатюры, их различают по названиям скрипториев.
Созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов. Прежде всего, писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом, далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах.
Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но, тем не менее, для создания кодекса требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток).
У каждого мастера были свои секреты изготовления краски и клея, заимствованные из рецептов византийских и восточных мастеров. Прежде чем накладывать краски на пергамент, их смешивали с яичным белком.
Синюю получали из индиго, из цветков василька, а также из минерала лазурита; красную — из плюща, но особенно ценили киноварь и сурик, который получали при нагревании свинцовых белил; зелёную — из малахитовой зелени, жёлтую — из отвара корней и стеблей шафрана, коричневую — из отвара ольхи, луковичной шелухи. Получали и искусственные краски: «золотую» — из порошка меди и цинка, «серебряную» — из смеси олова и цинка. «Золотые» участки миниатюр полировали до блеска зубом кабана.
Уже папирусные свитки Древнего Египта украшались рисунками тушью, например, "Книга мертвых" и путеводитель по загробному миру эпохи Нового царства (2-е тысячелетие до н.э.). В античности свитки снабжались портретами авторов и различными иллюстрациями. Греческие папирусные свитки с рисунками, сохранившимися со 2 века до н.э. Иллюминирование переживает особенный расцвет с 4 в., когда начинают употреблять пергаментные кодексы. Так называемые Кведлинбургские итальянские фрагменты содержат древнейшие иллюстрации, тексты христианского содержания. Стилистически близки им "Илиада Амвросианская" (Милан) и рукопись Вергилия (Ватикан) 4-5 в. н.э. Особенно знаменит "Венский кодекс" Диоскурида (6 в.) с 600 цветными изображениями растений и рукопись комедий Теренция.
Войско в походе. Санктгалленский Псалтырь.
|
Смерть Дидоны. Миниатюра из Ватиканского Вергилия.
|
Царь Давид, играющий на ротте. Дурхэмский Кассиодор.
|