Экслибрис
(по-латински ex libris — из книг)
Книжный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги определенному владельцу. Это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Имеются различные типы экслибрисов — шрифтовые, в которых обозначены только имя и фамилия владельца, и художественные в виде рисунка, как правило, лаконично и образно говорящего о профессии и интересах владельца или о составе его библиотеки. По технике исполнения книжные знаки могут быть простыми штемпельными, в виде типографского набора, цинкографическими и выполненными в определенном материале: гравюры на дереве, линолеуме, оргстекле, меди (офорт) и т.д.
Первые эксклибрисы были изобретены почти сразу после изобретения книгопечатания. Время появления - XVI век, Германия. Над созданием экслибрисов работали такие известные художники как Дюрер, Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший и другие. В России экслибрис появился при Петре I. Книжные знаки имели его сподвижники: Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин.
До XIX века большая часть личных библиотек принадлежала к привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца.
Все большую популярность приобретали вензелевые книжные знаки. В XIX веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый.
Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие такие художники как члены «Мира искусства» — А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и другие.
В 1920-х — 1930-х г. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики — В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и другие. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.
Сюжеты экслибрисов отражают характер владельца, а также его внутренний мир. Коллекционеры собирают целые коллекции книжных знаков. Теперь экслибрис уже не просто метка для библиотеки, а произведение особого рода малой графики. И если в старину он был только знаком, предохраняющим книгу от хищения, то с течением времени превратился в знак уважения владельца к своей книге.
Экслибрис К.А. Сомова. Сюжетный экслибрис.
|
Экслибрис Александра II. Вензельный знак.
|
Экслибрис А.Ф. Смирдина. Шрифтовой знак.
|