Ажбе Антон
(по-словенски Anton Azbe; 30 мая 1862 г., Доленьчице, Словения — 6 августа 1905 г., Мюнхен, Германия)
Австро-венгерский художник словенского происхождения.
Азы художественного образования Антон Ажбе получил в Любляне у Янеша Вольфа, одного из ведущих словенских художников второй половины XIX века. Осенью 1882 г. он отправился на учёбу в венскую Академию художеств, а в 1884 г. переехал в Мюнхен, где посещал уроки античного искусства в академии изобразительных искусств, а затем в художественной школе Людвига фон Лёфца.
В собственном творчестве Антон Ажбе эволюционировал от академической к реалистической живописи, став крупнейшим (наряду с Юрием Шубицем) представителем реализма в словенском искусстве. Он рассматривал свою картину «Чернокожая женщина» как воплощение своих художественных принципов. По мнению Ажбе, это полотно показывает, как цвет может измениться под влиянием освещения.
После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию группы студентов Академии художеств, недовольных процессом обучения, в 1891 году основал в Мюнхене частную художественную школу. Среди этих студентов, ставших его первыми учениками, был известнейший впоследствии словенский художник Рихард Якопич. Учениками Ажбе были Алексей Явленский, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин, Мстислав Добужинский, Марианна Верёвкина и Фанни Ревентлов. Ажбе являлся значительной фигурой в художественной среде Мюнхена.
Методика Ажбе была направлена на развитие индивидуальных способностей учеников и выработка ими собственной манеры. Большое внимание он уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования. В живописи он отвергал какие-либо шаблоны и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы. Поэтому выпускники школы Ажбе не специализировались на каком-либо одном направлении в живописи, а стали значительными фигурами в самых различных художественных течениях.
При построении формы Ажбе обучал молодежь отбрасывать мелочи, обращая внимание на основное, — так называемый принцип "большой линии" и "большой формы". Характерно, что для рисования он рекомендовал не итальянский карандаш, как это было принято во всех академиях, а уголь, который позволял работать широко и свободно. Что касается живописи, то здесь Ажбе настаивал на раздельном накладывании красок непосредственно на холст, не смешивая их на палитре. В таком подходе он был близок импрессионистам.
Среди прочего, школа Ажбе собирала талантливых словенских студентов, которые не могли получить качественного образования в Любляне.
Наряду с Якопичем, среди первых учеников Ажбе был Фердо Весел. У Ажбе учились все четыре художника, позже образовавших течение словенского импрессионизма — Рихард Якопич, Иван Грохар, Матия Яма и Матей Стернен. Они сохраняли близкие отношения с Ажбе и ежегодно приезжали на зиму в Мюнхен вплоть до его смерти в 1905 году.
Девочка из Далмации. Антон Ажбе. 1885 г.
|
Памятник Антону Ажбе
|
Чернокожая женщина. Антон Ажбе. 1895 г.
|