Санта Мария Глориоза Деи Фрари
Санта Мария Глориоза Деи Фрари (итал. Santa Maria Gloriosa dei frari) — церковь «Во славу Св. Марии от братьев» — грандиозный храм в центре Венеции, в котором находятся многие выдающиеся произведения искусства. Слово «фрари» на венецианском диалекте означает «братья» (итал. frati), т. е. монахи ордена францисканцев (Св. Франциск называл своих последователей «братьями меньшими» — лат. minorites).
Около 1225 г. «братья минориты» прибыли в Венецию, где получили землю и возвели на ней церковь «Во имя Пречистой Девы Марии». В 1250 — 1338 гг. церковь расширяли, венецианцы прозвали ее «Св. Марией фрари», или просто «Фрари». К 1420 г. францисканская церковь превратилась в огромный трехнефный храм с множеством капелл, высокой (70 м) кампанилой, внутренним двором — кьостро.
Кирпичное здание с отделкой из белого камня схоже с другой знаменитой венецианской церковью — Санти Джованни э Паоло. В 1468 г. в главном нефе установили хор — 124 кресла резного дерева, образующих сооружение 16 м длиной и 4,5 м высотой (работа венецианских резчиков семьи Коцци с рельефами и фигурами в «германо-готическом стиле»). Общая длина храма - 102 м, ширина - 32 м, высота сводов - 28 м.
Стиль церкви, и в особенности детали ее наружного скульптурного убранства, иногда называют готическим, однако точнее — «венето-византийским». В главном алтаре находится огромная картина (6,68 х 3,44 м) «Вознесение Девы Марии», или «Ассунта», написанная Тицианом (маслом на дереве) в 1516 г. по заказу братьев и установленная на месте 19 мая 1518 г.
По левой стороне нефа размещена еще одна картина Тициана: «Мадонна Ка'Пезаро» (1519 - 1526). Рядом с Мадонной изображены Св. Апостол Петр, Св. Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Коленопреклоненная фигура слева - Якопо Пезаро, командовавший папскими галерами в сражении с турками в 1503 г.
С противоположной стороны — его братья и Леонардо, сын Антонио Пезаро, - превосходные портреты, достойные кисти Тициана. В капелле Корнер (крайней слева от главной апсиды) находится алтарный триптих с изображением Св. Марка, покровителя города, Иоанна Крестителя, Св. Иеронима, Петра и Николая — произведение венецианского живописца Бартоломео Виварини (1474). Триптих имеет сложное обрамление в готическом стиле из резного и позолоченного дерева. В капелле сохранились витражи XV в.
Рядом, в «капелле миланцев» (ломбардской общины Венеции), находится большая картина Альвизе Виварини Старшего (Б. Виварини — его племянник) «Триумф Св. Амвросия Медиоланского». В этой же капелле захоронен композитор К. Монтеверди. Сокровище сакристии — триптих основателя венецианской школы живописи Джованни Беллини «Мадонна со святыми Николаем Барийским, Петром, Марком и Бенедиктом» (1488).
В церкви «Фрари» можно увидеть и многие другие выдающиеся произведения искусства, алтарные картины, статуи, рельефы, монументальные надгробия венецианских дожей. В 1576 г. во время эпидемии чумы в Венеции скончался Тициан. Он завещал похоронить себя в церкви «Фрари», у подножия алтаря Распятия, проект которого сам разработал.
Однако монументальное надгробие иной композиции создали ученики скульптора А. Кановы в 1843—1853 гг. (у правой стены нефа). Напротив гробницы Тициана расположено монументальное надгробие Антонио Кановы, созданное по проекту, который модный в свое время скульптор сделал в 1794 г. для надгробия Тициана. По решению венецианской Академии этот проект использовали для сооружения гробницы, в которую поместили урну с сердцем самого Кановы.
Вид на колокольню церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
|
1518 г. Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари.
|
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
|