Соц-арт
(буквально — социалистическое искусство; пародия на поп-арт)
Одно из наиболее известных направлений советского искусства 1970-х — 1980-х годов, сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Соц-арт стал специфической эстетической реакцией на засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Используя расхожие символы, лозунги и знаки социалистической агитации (серп и молот, звезду, пионерский салют, знаменосцев, портрет вождя и т.д.), соц-арт развенчивал в игровой форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических предметов и стилей стали основой его броского, сознательно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами широко развивавшегося в те годы постмодернизма.
Пародийный термин «соц-арт», буквально обозначавший социалистическое искусство, был рожден основателями движения московскими художниками В. Комаром и А. Меламидом по аналогии с поп-артом. Вынужденные (для заработка) оформлять в духе и стилистике официальной советской символики и атрибутики различные советские учреждения и мероприятия (пионерские лагеря, дома и парки культуры, красные уголки и парткабинеты заводов и фабрик, улицы и площади в дни советских праздников, праздничные демонстрации и т.п.), они хорошо владели всем зрительным рядом этой символики и с иронией и неприязнью (как и большинство творческой интеллигенции того времени, особенно молодой) относились к ее содержанию.
В советских художественных вузах, которые окончили главные представители соц-арта (Э. Булатов — Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, В. Комар, А. Меламид, А. Косолапов, Л. Соков, Д. Пригов, Б. Орлов — Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее — Строгановское), официально признавался единственный советский творческий метод — социалистический реализм. Главные догматы его требовали от художника изображать «жизнь в формах самой жизни» и «в ее революционном развитии»; создавать произведения «национальные по форме и социалистические по содержанию». Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима.
Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю они оригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария. Сдвигая формально-смысловые акценты советских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и т.п. приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд и сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируя визуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированное направление в постмодернизме. Для него характерны заостренная ироничность, гротескность, ёрничанье по поводу и относительно главных идеологических клише и стереотипов советской эпохи.
Объекты соц-арта — это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по поп-артовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах арт-деятельности — от традиционной живописи, графики, скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т.п.
Как и для большинства явлений постмодернизма, для соц-арта (особенно второй половины 80-х — начале 90-х г. XX века), наряду с иронией по поводу породившей его культуры (советской официозной), характерны (возможно, независимо от сознательных установок самих соц-артистов) определенные ностальгические нотки и даже своего рода эстетизация ушедшей в прошлое эпохи (мажорный оптимистический колорит большинства соц-артовских объектов, изобилие яркой киновари, демонстрация официозных портретов коммунистических лидеров (особенно Сталина), почти классицистическая организация композиции, пространства, помпезность, торжественность и т.п.).
Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Работы намеренно несут налет "плохих", некачественных объектов искусства, лишенных пластической, колористической и композиционной цельности и привлекательности, они нередко переходят в китч. Прием "ухудшения" произведения призван подчеркнуть отличительную особенность стиля — "персонажность". Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего "лирического героя", в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием "Плут", озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.
К кругу соц-арта примыкают на протяжении 1970-х годов группы художников «Гнездо», «Мухоморы» Г. Брускин и другие. Известность обрушилась на соц-арт, когда с конца 1980-х годов он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом поворотного времени. Однако политическая переориентация общества в годы перестройки не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, так как сделала неактуальной содержательную основу его иронических образов. К концу XX в. соц-арт практически завершил свое существование; его представители живут и работают как в России, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми различными видами арт-деятельности.
Двойной автопортрет в виде юных пионеров. В. Комар, А. Меламид. 1982—1983 г.
|
Ленин-Сталин Мальборо. А. Косолапов.
|
Ленин и Джакометти. Л. Соков. 1989 г.
|