Саксонское искусство
(ср.-лат. Saxonia, от др.-сакс. sahs — «меч»; по иной версии — от лат. saxum — «скала, твердыня») — историко-региональный тип искусства, складывавшийся на протяжении многих столетий из разных этнических источников.
В XVIII в. в Германии складывался особый региональный вариант барочного стиля. В нем сохранялись пережитки Готики, заметны влияния искусства Италии, главным образом ломбардской школы и флорентийского Маньеризма, а также архитектуры французского «Большого стиля», так поразившей Августа в Версале.
Однако в первой трети XVIII в. во Франции складывался новый художественный стиль — Рококо. Эти особенности сказались на формировании своеобразного «баварского рококо» на юге Германии и особенного художественного стиля на севере, в Пруссии. Дрезден находился между ними, на перепутье и подвергался всем влияниям.
Фигура Августа с его «неуравновешенной художественной фантазией», как отмечали современники, человека одновременно интеллектуального и чувственного (он имел более 300 побочных детей), буйного и сентиментального, хитрого и простодушного, являлась средоточием нового стиля. В 1710—1728 гг. в центре Дрездена архитектор М. Д. Пёппельман и скульптор Б. Пермозер создавали новую резиденцию.
С 1717 г. на берегу Эльбы строили Голландский дворец, где планировали разместить коллекцию китайского и японского фарфора, а также первые изделия Майссенской мануфактуры. В 1727 г. дворец перестраивали в «Японский». С 1962 г. его уникальная коллекция полностью экспонируется в Цвингере, превращенном в музей. С 1721 г. создавалась сокровищница Саксонских курфюрстов.
В 1698 г. юный русский царь Петр I во время первого заграничного путешествия несколько дней гостил в Дрездене, и в частности, и мастерской знаменитого саксонского ювелира Й. М. Динглингера, удивительные произведения которого ныне составляют славу музея «Зеленый свод» (в 1712 г. Пётр I посетил Дрезден во второй раз).
Стиль саксонских ювелиров отличается пышностью, истинно барочной фантазией и маньеристичным сочетанием разных материалов: серебра, золота, перламутра, жемчуга, кораллов, рубинов и изумрудов, слоновой кости и цветных эмалей, чёрного дерева и панциря черепахи.
После того как Август II Сильный скончался в 1733 г. в Варшаве, блеск Саксонского двора некоторое время поддерживал его сын, курфюрст саксонский и король польский Фридрих Август III (1733-1763). В начале XIX в. Дрезден прославился школой живописцев — романтиков пейзажного жанра.
Саксонская Принцесса.
|
Сокровищница саксонских курфюрстов.
|
Голландский дворец.
|