Саркофаг
(от греческого sarkofago, буквально — едящий мясо, плотоядный)
1) Первоначально — название породы известняка, добывавшегося близ Ассоса в Троаде, имевшего свойство уничтожать без остатка тела и кости мертвецов, из этого камня изготовлялись гробницы, откуда слово саркофаг стало обозначать гробницу вообще. Саркофаги были четырехугольные в форме домов и антропоидные, подражавшие в грубых чертах очертаниям человеческого тела, покрывались различными мифологическими изображениями.
Особенно примечательны саркофаги древнеегипетские (состоявшие из многих частей, первоначально воспроизводившие облик жилища, а с 3-го тыс. до н.э. — мумиеобразные). Эти саркофаги часто изготовлялись из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, других ценных материалов, как к примеру, знаменитый золотой саркофаг Тутанхамона, и украшались росписью, скульптурой, надписями.
Помещались в погребениях, храмах. Надписи на древнеегипетских саркофагах содержат имя умершего, а также заклинания и молитвы обращенные к богам и призванные охранить и защитить тело умершего от всякого зла. Древнеегипетские саркофаги делали из дерева и покрывали медными позолоченными или золотыми листами. Саркофагов было несколько, последний саркофаг был каменный.
Эллинистические саркофаги подражали в малом виде храмам и иногда покрывались барельефами, воспроизводившими сюжеты мифологии, относящиеся к загробной жизни. Древнеримские саркофаги изготовлялись из мрамора или порфира и расточительно украшались скульптурными рельефами, раннесредневековые были украшены рельефами и архитектурным декором.
Тип античного саркофага развивался в эпоху Ренессанса и барокко. Саркофаг этрусков имел вид каменного ящика, на крышке которого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (например, так называемый саркофаг Лариса Пуленеса из Национального музея в Тарквиниях).
В Западной Европе саркофаги помещались внутри церквей. Обычный атрибут европейской гробницы — лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для гробниц раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи — богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520—1534 г.).
2) В переносном смысле — герметическое покрытие из железобетона или иного прочного материала, сооружаемое над объектами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду.
Итальянский саркофаг. Б. Бертрандо. XIV век.
|
Саркофаг супругов-этрусков.
|
Саркофаг Ярослава Мудрого.
|