Святые жёны у гроба Господня
«Святые жёны у гроба Господня» — эпизод евангельского сюжета Воскресения Христова, в котором рассказывается, как на третий день после Распятия и погребения Иисуса к Его гробу (пещере, в которой, по иудейскому обычаю, хоронили покойников, завалив вход камнем) пришли три женщины (Мф. 28:1-8; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-11; Ин. 20:1-9). По сообщению евангелиста Марка, ими были Мария Магдалина, Мария — мать Иакова Алфеева (двоюродного брата Христа) и Саломия — мать Иакова Старшего, Апостола. Они пришли, согласно обычаю, по прошествии субботы (дня, в который закон запрещает что-либо делать) умастить тело Христа благовонным миро (отсюда их прозвание: мироносицы), но обнаружили, что камень отвален, а гробница пуста: «Ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28:2-3).
Художники изображают трех жен-мироносиц (иногда их называют: три Марии) с сосудами благовоний у входа в склеп и Ангела в белых одеждах, сидящего на открытом гробе. Из-за расхождений в евангельских текстах вместо трех могут быть изображены «две Марии», а также уснувшие стражники, которые должны были охранять гробницу (сообщение об этом содержится в апокрифическом евангелии от Никодима).
В раннехристианском искусстве, византийской и древнерусской иконографии до XVI в. не изображали момент Воскресения Христа, поскольку его не видели участники событий. Эту сцену замещали композициями «Сошествие во ад» либо «Святые жёны у гроба». Иногда два сюжета совмещали в одной картине. В руке Ангела показывают скипетр, увенчанный белой лилией — эмблемой Благовещения.
Икона Св. Жёны Мироносицы у гроба Господня.
|
Жены - мироносицы у Гроба Господня. Русский музей 15 век.
|
Жены мироносицы у гроба Господня.
|