Шитый батик
(от индонезийского «ba» — хлопчатобумажная ткань и «tik» — «точка» или «капля»)
Условное название разновидности узелкового батика. Шитый батик называется техникой тритик (триник или шитая техника), которая родом из Индонезии. Ткань собирается на нитку, как при намётывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.
В этой технике можно создавать более тонкий и предсказуемый орнамент: нарисуйте эскиз на ткани и пройдитесь по его контурам швом "вперёд иголку", мелкими стежками. Стяните нить. После окрашивания перпендикулярно шву образуется узор из мелких лучиков.
Дополнительные эффекты, придающие изысканность и прихотливость батику, весьма многообразны. Роспись по-сырому даёт эффект плавного перетекания красок. Участок ткани смачивают водой, после чего начинают роспись кистью или тампоном, легко касаясь поверхности. Проводя по одному месту красителями разных цветов и тампонами разной ширины или смешивая красители прямо на ткани, можно получить очень интересные оттенки цвета. Работу следует закончить до высыхания ткани, иначе образуются затеки с грубым контуром; особенно аккуратными надо быть при росписи фона или больших плоскостей узора, где работать надо быстро и уверенно.
Присыпка сухими красителями — одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким постукиванием, высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор. Если ткань смочена очень сильно, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани краситель образует цветные точки. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, усиливая эффект салюта. Если присыпка используется для горячего батика, ткань перед покрытием ее воском надо просушить. После покрытия воском краситель присыпки при запаривании расплываться не будет.
Соль — средство создания декоративного эффекта. Гигроскопические кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. Солью произвольно посыпают влажную роспись. Результат этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, так как здесь наибольшая концентрация красителя.
Мочевина — химическое вещество, применяемое для создания размытых пятен. Их величина зависит от многих факторов, учесть и просчитать которые довольно сложно. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани, пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Этот прием требует предварительного экспериментирования с влажностью ткани и количеством мочевины.
Кракле, или кракелирование (намеренное создание трещин — кракелюров), когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время обрело самостоятельное значение. Теперь, покрывая воском всю поверхность ткани, художник специально мнет и ломает её, создавая случайные, но более или менее предсказуемые трещины. Для получения кракле в трещины сначала втирают мыльный раствор и лишь тогда окрашивают. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придает работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Имитация природных узоров — великолепный декоративный прием, присущий именно батику.
Рельефные краски, присыпки к ним, металлический порошок, косметические блестки, люминесцентные пигменты используют при росписи декоративных панно. Работают этими средствами по сухой ткани и только в тех произведениях, которые не требуют особой прочности.
Именно дополнительные средства во многом создают славу декоративных возможностей батика. Получаются они как бы случайно, но случайность, задуманная художником, становится особенностью работы. Есть художники, специализирующиеся на собственных технологических находках, и зачастую авторская технология создает собственный художественный почерк. Если же взглянуть шире, случайность заложена во многих технологиях батика и является, быть может, его главной художественно-специфической особенностью.
Шитый батик.
|
Модерн. И. Завадская. Шёлк.
|
Салфетка и прихватки. Шитый батик.
|