Святое собеседование
«Святое собеседование» (итал. Sacra Conversazione; нем. Sippenbilder) — в искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения — композиция, в которой изображены рядом ветхозаветные пророки и иудейские цари, Ангелы, Апостолы, святые разных стран, объединенные высшей иерархией и символическим общением, молчаливым собеседованием.
Термин в 1946 г. предложил итальянский историк Н. Расмо в качестве названия загадочной картины Дж. Беллини, именовавшейся в то время «Озерной Мадонной». В итальянском искусстве периода кватроченто (XV в.) сформировался особый тип композиции с изображением Мадонны с Младенцем в окружении святых и донаторов. Присутствие в картине того или иного святого обычно связано с волей заказчика изобразить его небесного покровителя. В композиции «Святого собеседования» изображают основателей монашеских орденов, храмов или святых, олицетворяющих определенные добродетели, характеры, связанных с тем или иным историческим событием. Поэтому изображенные персонажи часто служат основанием для атрибуции и датировки картин.
Очарование таких картин — в нежном, лирическом настроении, мягкой задумчивости, свойственной Мадоннам кватроченто, особом состоянии тишины, созерцательности. Для определения этого настроения есть специальный термин: контемплация (лат. соntemplatio — «прицеливание, пристальное рассматривание») — тихое созерцание, сосредоточение, размышление. В. Н. Гращенков считал родиной подобных композиций Нидерланды. В Италии к ранним произведениям этого типа можно отнести «Алтарь Сан Дзено» в Вероне, созданный Л. Мантеньей в 1457-1459 гг., по утверждению Гращенкова, под влиянием скульптурного алтаря работы Донателло в Падуе (1447- 1448), а также «Алтарь Монтефельтро», созданный Пьеро делла Франческа в 1472—1474 гг. для церкви в Урбино.
Произведение Джованни Беллини.
|
Беллини. Озерная Мадонна. 1490 -1500.
|
Произведение Джованни Беллини.
|