Штернберг Василий Иванович
(12 февраля 1818 г. — 20 октября 1845 г.)
Живописец, жанрист и пейзажист. Был одним из ранних русских художников, начинавших всматриваться в народную жизнь. Обладая в высшей степени восприимчивым воображением и необыкновенным искусством подмечать детали местности, он писал жизненные, часто с юмористическим оттенком, бытовые картины; в особенности же известен сценами из простонародного быта Малороссии и её типами.
Сын горного чиновника, Штернберг, сначала учился в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего воспитанника, а в 1835 г. был принят в число казенных академистов. Руководителем его по классу ландшафтной и перспективной пейзажной живописи был М.Н. Воробьев, но наравне с ней его влекла к себе бытовая живопись. Редкую способность к последней выказывали рисунки и карикатуры, которые он делал с самого поступления в академию и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей.
Летние месяцы он проводил в Малороссии, в имении покровительствовавшего ему любителя искусства Г.С. Тарновского. Эти поездки близко познакомили его с украинскими народным бытом и природой, которые он мастерски воспроизводил в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах.
В 1837 г. за 7 картин, написанных за лето с натуры в Киеве и Полтавской губернии, в том числе за акварель "Ярмарка в местечке Ичне" (приобретенную императором Николаем I для альбома его супруги), академия наградила Штернберга малой золотой медалью, а в 1838 г. за картину "Освящение пасок в малороссийской деревне" (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне), всемилостивейше пожалован бриллиантовым перстнем, награжден 1-й золотой медалью и получил звание художника ХIV класса.
В 1838 г. произведения Штернберга впервые появились на выставке.
В 1840 г. он путешествовал до Оренбурга при экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии Художеств. Поселившись в Риме и продолжая совершенствоваться, он продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в Риме, во цвете лет, на полпути развития своего замечательного таланта.
Из картин Штернберга, кроме вышеупомянутых, известны: "Игра в жмурки в усадьбе Г.С. Тарновского", "Мельница в степи" (обе в музее императора Александра III), "Итальянки у водоема", "Итальянец-простолюдин" (обе в музее академии художеств), "Римские пифферари", "Итальянские крестьяне, играющие в карты в остерии", "Этюд головы молодого итальянца", "Этюд головы старика-итальянца" (все четыре в московском публичном музее), "Малороссийский шинок", "Выдубицкий монастырь близ Киева", "Вид в Киеве", "Портрет самого художника", "Озеро Неми", "В окрестностях Альбано" и "Этюд листьев" (все семь в Третьяковской галерее, в Москве) и М.И. Глинка в имении Г.С. Перовского за сочинением оперы "Руслан и Людмила" (у А.Н. Марковича). В картинной галерее Императорской Академии Художеств находится ещё неоконченный автопортрет Штернберга.
Рисунки и акварели Василия Ивановича Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях.
Малороссийский шинок. В.И. Штернберг. 1837 г.
|
И.К. Айвазовский в итальянском костюме. В.И. Штернберг. 1842 г.
|
Озеро Неми близ Рима. В.И. Штернберг. 1845 г.
|