Северная живопись
Северное Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Характеризуется формированием и интенсивным развитием новых жанров, способов, технических приемов изобразительного искусства, персонализацией творчества, появлением выдающихся мастеров. Отсюда слово «возрождение».
Одним из основателей «магического натурализма» северной живописи считают Ханса Мемлинга (1435-1494). Он был родом из Германии, вероятно, его имя происходит от названия селения Момлинген, с 1465 г. жил и работал в нидерландском г. Брюгге. Существует предположение о возможном обучении Мемлинга (документального подтверждения нет) в мастерской нидерландского живописца Рогира фан дер Вейдена (ок. 1400 - 1464), представителя «готизирующего» течения в нидерландской живописи. Фан дер Вейден, в свою очередь, учился у мастера из Флемаля Робера Кампена (Флемаль — городок близ Льежа, ныне в Бельгии). С 1435 г. Рогир фан дер Вейден работал в Брюсселе.
И, наконец, самыми знаменитыми мастерами нидерландскою аре нова (лат. ars nova — «новое искусство») стали братья Хуберт (7-1426) и Ян (ок. 1390-1441) фан Эйки, создатели огромного деревянного расписного алтаря, находящегося в г. Генте. Братья фан Эйк довели «магический реализм» до высшей точки. Они использовали новаторскую для своего времени технику работы масляными красками, позволяющими, в отличие от традиционной темперы, писать тончайшими, прозрачными лессировками.
Старший брат умер за работой над алтарем в 1426 г., а младший завершил произведение, как сообщает надпись на алтаре, 6 мая 1432 г. Позднее Я. фан Эйк жил и работал в Гааге, Лилле и Брюгге, где создал ряд выдающихся произведений. Поразительная конкретность и точность живописи при значительных размерах алтаря сочетаются с игрой воображения и пространственными инверсиями. В драгоценном изумруде короны, лежащей у ног Пантократора, фан Эйк с ювелирном точностью изобразил собственное отражение. Такое же отражение художника можно разглядеть в картине «Мадонна каноника фан дер Пале» на щите Св. Георгия и в зеркале, показанном на дальнем плане портрета «Четы Арнольфини».
В 1437 г. Я. фан Эйк создал небольшой триптих (ныне его называют «Дрезденским», по месту хранения), с наружными створками, выполненными в технике гризайль. Это произведение, особенно в закрытом виде, напоминает ювелирное изделие, миниатюрный складень из слоновой кости. Те же качества отличают произведения нидерландских пейзажистов И. Патинира, X. Мет де Блеса. Когда в 1479 г. во Флоренции, в капелле Портинари церкви Сан Эуджидио, выставили для обозрения «Алтарь Портинари» (он был заказан итальянским банкиром Томмазо Портинари нидерландскому живописцу Хуго фан дер Гусу), итальянские художники были ошеломлены иллюзорностью изображения и тончайшей техникой масляной живописи.
Художник Мемлинг, Ханс. Благовещение.
|
Ханс Мемлинг. Старая женщина.
|
Мемлинг Ханс. Снятие с креста.
|