Новые дикие
(по-немецки Neue Wilde – новые дикие)
Постмодернистское течение в европейском и американском искусстве, возникшее в Германии в конце 1970-х г. Возникло на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, напоминающее о фовистах как "старых диких"). Тяготели к импульсивной эмоциональности самовыражения, противостоящей концептуальному искусству или гиперреализму.
Противопоставляя себя концептуализму и минимализму, участники этого движения провозглашают возврат к фигуративности, цвету экспрессивности, спонтанным методам создания произведений. Творческие источники «Новые дикие» видят в фовизме, а именно в живописи Анри Матисса, в немецком экспрессионизме и разнообразных формах современной субкультуры (народное искусство, уличные граффити, детское творчество и т.д.). Цель течения – основываясь на творчестве мастеров старшего поколения, обновить художественное видение, прибегая к различным средствам, даже эстетическому шоку.
Одной из первых акций «Новых диких» стала выставка «Новый дух в живописи» в Лондоне в 1981 г., объединившей работы молодых художников и их предшественников, среди которых были Пабло Пикассо, Фрэнсис Бэкон, Энди Уорхол и другие. Следующая выставка прошла в Берлине в 1982 г. Оба события преследовали цель по-новому взглянуть на художественное наследие прошлого с позиций постмодернистской культуры.
Эстетический шок как метод художественного обновления онтологически связан с принципом спонтанности, исповедуемый «Новыми дикими». Свобода от любых правил и ограничений выливается на их полотна в хаотичные формы, резкие цветовые контрасты, смешение живописных стилей и приемов. Один художник переворачивает изображение вверх ногами, тем самым, дестабилизируя зрителя и заставляя его по-другому (в буквальном смысле) взглянуть на привычное (Г. Базелиц); другой имитирует приемы примитивного народного творчества, сознательно прибегает к эклектизму, стремясь к выработке неодномерного видения искусства всех времен и народов (В. Дан); третьи «новые дикие» осваивают историческое и культурное пространство своей страны (А. Кифер, Й. Имендорф).
Сверхзадача «Новых диких» - обновление художественного видения в духе новой фигуративности, порой посредством эстетического шока. Георг Базелиц при экспонировании переворачивает свои полотна ради дестабилизации привычного зрительского взгляда на картину, выявления ее глубинной структуры. Используя данные теории информации, А.Р. Пенк создает авторские знаки исторического развития человечества. Тематика картин Ансельма Кифера, Йорга Иммендорфа, связана со спецификой исторической, политической и культурной жизни Германии (роль мифов и истории в немецком национальном сознании).
Живопись, графика и скульптура "новых диких" обычно сохраняя фигуративность, отличается своеобразным "варварским лиризмом" (близким новейшим течениям поп-музыки), включает массу загадочных знаков, поэтому в Италии работы мастеров этого плана обозначают обычно как "искусство-шифр" (arte cifra). Нередко смыкается со стилем граффити.
Мастера Новых Диких:
- Саломе;
- Ансельм Кифер;
- Зигмар Польке;
- Георг Базелиц;
- Йорг Иммендорф;
- Маркус Люперц;
- Джулиус Шнабель;
- Альберт Оэлен.
Георг Базелиц.
|
Йорг Иммендорф.
|
Иерусалим. Ансельм Кифер.
|