Связующие линии
Связующие линии — одно из средств создания художественной формы. Линия является простейшим изобразительным средством не только в рисунке, графике, но также в живописи, скульптуре, архитектуре. Преображая действительность, художник дополняет естественные очертания формы линиями, имеющими не конструктивный, а композиционный, выразительный смысл. Эти линии подчеркивают связанность отдельных частей, элементов целого, переход одной части формы в другую.
С помощью линий художник акцентирует зрительное «движение» формы, делает изображение пластичным. Такие линии можно подразделить на охватывающие, подчеркивающие внешние границы объема, и внутренние. Наиболее динамичные и выразительные — приближающиеся к линии двойного изгиба. При изображении фигуры человека, в особенности обнаженной, существенное значение имеет акцентирование «замковых зон» — мест «заходов» одной формы внутрь другой в области суставов, соединения торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья. Эти «входы» и «выходы» отсутствуют в анатомии, они имеют зрительный, пластический характер. Акцентируя «замковые зоны», художник добивается особой целостности формы. Великий Микеланджело любил многократно подчеркивать охватывающие линии. Особенно это заметно в его поздних рисунках, имеющих двойные, тройные контуры, и в кажущихся незавершенными скульптурах, как бы углубленных в блок мрамора мощными бороздами, которые, в сущности, являются охватывающими линиями.
Приемы подчеркивания связующих линий, выявления акцентов (кульминаций движения) и пауз позволяют художнику компоновать форму, подчас отступая от документально точного изображения; они раскрывают «смысл формы» и ее отдельных частей в общей композиции произведения. Качество целостности в теории изобразительного искусства, методике преподавания рисунка и лепки подразделяют на три иерархически связанных уровня формальной организации изображения: «большая форма», «большое движение» и «большой характер».
Микеланджело. Страшный суд.
|
Работа Микеланджело.
|
Моисей. Микеланджело.
|