Неореализм
(по-итальянски neorealisme – новый реализм)
Художественное направление в искусстве послевоенной Италии, ярче всего проявившее себя в кинематографе и изобразительном искусстве, отчасти в литературе.
Неореализм в живописи.
Начало этому движению положил основанный в 1946 г. «Новый фронт искусств» ("Fronte Nuovo Delle Arti"), объединивший художников-антифашистов различных направлений – от реализма до абстракционизма. Их целью было побороть пессимизм послевоенного мира и призвать вернуться к искусству, выражающему общечеловеческие ценности. В 1950 г. объединение распалось, и реалисты создали самостоятельную группировку, в которую вошли Ренато Гуттузо, Габриеле Муки, Эрнесто Треккани, Армандо Пиццинато.
Главной темой их творчества стало изображение послевоенной Италии, жизнь рабочих и крестьян, их борьба за свои права. Для живописи неореализма характерны динамичная композиция, энергичная моделировка объемов, насыщенный цвет и экспрессивная манера письма. Художественные течения, близкие итальянскому неореализму, проявились в искусстве ряда стран Европы и Америки, выдвинув таких лидеров, как мексиканцы Диего Ривера и Леопольдо Мендес, румын Корнелиус Баба, немец Фриц Кремер, французы Борис Таслицкий и Андре Фужерон.
Своим искусством художники-неореалисты утверждали идеи гуманизма, значимость простых жизненных ценностей, доброту и справедливость в человеческих отношениях, равноправие людей независимо от их имущественного положения, стремились к реалистическому изображению действительности во всей сложности её противоречий, к провозглашению новых духовных ценностей и героев – честных тружеников, с их внутренним стержнем и глубоким чувством собственного достоинства, к отображению героики сопротивления фашизму и защите социальной справедливости, к изображению как общей панорамы жизни народа, так и обычной повседневности.
Мастера неореализма:
- Ренато Гуттузо;
- Габриеле Муки;
- Эрнесто Треккани;
- Джузеппе Дзигайно;
- Армандо Пиццинато;
- Борис Таслицкий;
- Андре Фужерон;
- Диего Ривера;
- Леопольдо Мендес.
Неореализм в кинематографе.
Течение в послевоенном итальянском кинематографе, сложившееся под влиянием поэтического реализма Марселя Карне и Жана Ренуара и достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 г. Основные представители течения — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис — группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын диктатора).
Первым неореалистическим фильмом принято считать «Рим — открытый город» (1945 г.) Роберто Росселлини. Четыре года спустя, после выхода картины Витторио де Сика «Похитители велосипедов», об итальянском неореализме заговорил весь мир.
Неореализм стремился с максимально возможной достоверностью отражать факты и события из жизни рабочего класса и городских низов. Съемка велась не в студии, а на природе. Кинокамера свободно передвигалась с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали. Часто в основу фильма ложилось реально произошедшее событие. Упор делался не на отвлеченные идеи, а на чувства персонажей. Нередко фильм снимался без разработанного сценария, по ходу менялись диалоги. В съемках зачастую принимали участие непрофессионалы. В неореалистических лентах отсутствует назидательный элемент; проблемы «маленьких людей» показаны с состраданием и гуманизмом.
К 1952 г. популярность неореализма сошла на нет: послевоенная нищета и неустроенность уходили в прошлое, доходы итальянского населения неуклонно росли, коммунисты стали терпеть поражения на выборах. На первый план в итальянском кинематографе выступили более утонченные режиссеры-модернисты — Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Помимо них, с неореализма началась карьера выдающихся актрис Анны Маньяни и Сильваны Мангано. Многие принципы неореализма оказались востребованными пришедшими ему на смену движениями — такими, как французская новая волна, новое немецкое кино и Догма 95.
Витторио де Сика.
|
Похитители велосипедов. Витторио де Сика.
|
Лукино Висконти.
|