Скульптура малых форм
(по-латински sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю)
Это небольшие скульптурные произведения, изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы; предназначенные для украшения жилого интерьера. К скульптуре малых форм относятся: жанровые статуэтки; настольные портретные изображения; игрушки; произведения медальерного искусства и глиптики (искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости, стеклу, применяемое для изготовления печатей и украшений). Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности.
В России известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское Московской области (Богородская резьба), глиняная расписная игрушка села Дымково Нижегородской области (Дымковская игрушка) и другие. Знаменитые центры производства скульптуры малых форм в России — Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулёво, Вербилках, Конаково. Было известно также чугунное литье Каслинского завода на Урале, резьба по кости народов Севера, изделия уральских камнерезов. Как правило, малые размеры скульптуры обуславливают близкое рассмотрение и специфику ее изобразительного языка: яркую образность, тщательную проработку деталей, декоративное использование цвета.
Малая пластика — вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Зачастую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы. Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
В 1920-е — 1930-е г. и послевоенный период был принят взгляд на малые формы, как на разновидность второстепенного декоративно-прикладного искусства или просто как ремесла из области промышленного производства. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный, она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно-назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое — оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства. Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления датируется семидесятыми годами XX столетия. Еще нет четкого понятия "скульптура малых форм", однако уже стало ясно, что в старых рамках ей тесно. Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность, и ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры, в стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.
Камея на хризопрасе.
|
Керамическая статуэтка кошки.
|
Рунопевец. Ю.В. Любимцев.
|