Ширазская школа миниатюры
Зародилась в Южном Иране, в Ширазе в XIV—XVI в., во времена правления династии Инджуидов в 1303 – 1357 годах. В XIV в. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. При дворе местных династий процветали поэзия и живопись. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода было создание иллюстраций к «Шахнаме» (1370 г. и 1393 г.), и в Ширазе этим занималась большая группа художников.
Для миниатюр из Шираза первой половины 14 века (раннего этапа развития ширазской школы) присущи несколько примитизированные монументальные композиции, схожие со стенными росписями, обобщённые изображения пейзажей, приземистые крупные фигуры. Преобладают золотые, жёлтые и красные цвета. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.
Произведения, представляющие ранний этап в развитии ширазской школы, ещё достаточно примитивны. У них упрощенная композиция, неразвитые пейзажные фоны, довольно тусклая гамма красок. На плоскости листа размещены коротконогие и большеголовые фигуры людей со своеобразным «ширазским» (широким и округлым) типом лица. Но уже и этим миниатюрам присуща та лаконичная и выразительная простота, которая характеризует ширазскую школу конца XIV — начала XIV ст.
В конце 14 – первой половине 15 века ширазская миниатюра становится органично привязана к декоративному оформлению рукописной работы и к тексту. Изображение отличается зачастую многофигурной, сложной композицией, изысканностью очертаний, тщательной прорисовкой пейзажа и персонажей, богатством красок и оттенков. Такие же черты характерны для произведений ширазской миниатюры второй половины 15 века.
Прекрасным образцом ширазской миниатюры этого периода могут служить иллюстрации «Хамсе» Хосрова Дехлеви (1479—1491 г.). Среди иллюстраций преобладают лирические сюжеты, часто встречаются изображения влюбленных. Сходные с упомянутыми иллюстрациями «Шахнаме», эти миниатюры обнаруживают большую зрелость стиля. Немногофигурные, очень ясные по композиции, красивые по цвету, уравновешенные по ритму, они сочетают простоту с изяществом, обобщённость с изысканностью. Преобладают светлые фоны, на которых особенно чётко выступают плавные очертания несколько приземистых фигур. Нарядно сочетание красных, оранжевых, кремово-розовых, жёлтых тонов.
В 15 веке произведениям ширазской миниатюры присуща особая мягкость, тщательная продуманность композиционных деталей, утончённость цветовой гаммы. Изображение включает мотивы, свойственные эпохе Сефевидов.(иллюстрации к «Хамсе» Хосрова Дехлеви, 1532—1542 г. и т.д.). В этот период ширазская школа в значительной мере восприняла ту подчеркнутую изысканность стиля миниатюры, которая культивировалась в это время. Произведения, созданные в Ширазе, сложны по композиции, богаты по краскам, насыщены деталями, обладают утонченной декоративностью. Вместе с тем Ширазу был присущ и некоторый оттенок провинциальности.
В современном искусстве Ирана миниатюра получила второе дыхание, стала активно развиваться, наряду с другими жанрами живописи. В современном Иране миниатюрой занимаются такие известные художники, как Хусейн Бехзад, Мохаммад Бакер Акамири, Махмуд Фаршчиан, Джалали Сусанабади, Мохаммад Бадроссама и другие. Многое из традиций миниатюры перенял такой своеобразный жанр народного искусства, как «живопись кахвехане».
Очарование персидской миниатюры, в том числе ширазской миниатюры, заключается в её изысканности, тонких линиях, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, поражающих своим мастерством, чистой геометрии и яркой палитре. Именно в искусстве миниатюры наиболее полно выразилось национальное своеобразие Ирана.
Александр посещает мудреца Платона. А. Дехлеви.
|
Тахмурас побеждает дивов. Султан Мухаммед.
|
Миниатюра к рукописи Намэ. М. Бабур. XVI в.
|