Игра света и тени
Свет – составная часть светотени. Термин используется для обозначения самых освещённых элементов поверхности.
Многие любознательные люди считают, что легенды и мифы, положившие начало человеческой культуре, возникли около огня, который освещал, защищал и поддерживал общину. В примитивных человеческих группах и первых исторических цивилизациях важность роли света проявлялась в изображениях Солнца как центра жизни и могучей силы. Подобные символы изображали на гербах, эмблемах, одеждах королей и колдунов. Таким образом, в средние века свет считался божественным даром: он исходил от человека, который познал правду и мудрость Бога. На средневековых полотнах изображены религиозные фигуры с золотистым ореолом - символом святости.
Во время научной революции свет превратился в объект изучения. Понимаемый как материя, он был изучен до уровня открытий Исаака Ньютона, чьи находки основывались на разложении света. В мире искусства изучение света приобретает особое значение для начинающих художников, так как он рассматривается как ряд лучей или частиц, которые падают на формы или предметы и таким образом позволяют узнавать их. Художники внимательно созерцают мир, чтобы уловить различия и оттенки, которые дают нам возможность узнавать вещи.
Светотень стала пластической формой, которая лучше всего позволила художникам выразить свое знание света. Контраст между белым и черным служит в этих случаях для того, чтобы дать пластическое объяснение конфигурации предметов ясным, выразительным способом.
Кьяроскуро (светотень) позволяет художнику изобразить форму предмета с помощью игры света и тени: для этого используются световые гаммы, начинающиеся с белого цвета для изображения наиболее освещенных участков до темных теней, изображенных черным цветом. Леонардо писал по этому поводу: «Мы должны использовать белый цвет для изображения света».
Обратите внимание, например, на картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе». Жест Иисуса, благословляющего хлеб и остальную пищу, лежащую на столе, заставляет сотрапезников понять, что перед ними — воскресший Христос. Сюжет «Ужина в Эммаусе» дает возможность художнику экспериментировать, добиваться наибольшей выразительности сюжета при помощи света, словно выхватывающего из тьмы собравшихся вокруг стола персонажей. Результатом этого стало произведение, построенное на контрастном сочетании больших участков света и тени. Это характерный пример нового стиля, разработанного в живописи художником Караваджо. Этот стиль получил название тене-бросо, то есть «темный», «погребной». Такая манера позволяет при помощи света подчеркнуть важность момента, сосредоточить внимание зрителя на выразительных позах и жестах апостолов и дать возможность ощутить их удивление и потрясение.
Голландский художник Ян Вермер достиг большой славы благодаря своим полотнам, на которых он любил изображать обычных людей, занимающихся ежедневными домашними делами в интерьере собственного дома, в окружении предметов домашнего обихода. Как и в картине «Молочница», все его сюжеты разворачиваются на сцене, омытой легким прозрачным светом, излучающим тишину и спокойствие. Глядя на живопись Вермера, можно говорить о мгновении, превращенном в вечность, или о «святости» обычного момента, превращенного в вечность благодаря нежному сиянию света.
Знаменитое произведение Клода Моне «Руанский собор» принадлежит к серии из пятидесяти картин, написанных художником на тему Руанского собора в 1892—1893 гг. Он стремился передать в этой серии изменения, которые происходят с одним и тем же объектом, рассматриваемым с одной, неизменной точки, в результате перемены освещения и цвета. Поэтому Моне писал собор в разное время дня, от рассвета до сумерек, заменяя холст в тот же момент, когда менялось освещение.
Клод Моне «Руанский собор». 1894 г.
|
Клод Моне «Руанский собор». 1894 г.
|
Клод Моне «Руанский собор». 1894 г.
|