Севильская школа
(от названия города Севилья)
Одна из наиболее важных испанских художественных школ 15 – 17 веков с центром в испанском городе Севилья. Для неё характерно стремление к достоверной и чувственной передаче действительности, присущее уже севильской живописи 15 – начала 16 веков (творчество А. Фернандеса и др.), и которое особенно значительно проявилось в конце 16 – первой половине 17 века (живопись Ф. Пачеко, Ф. де Эрреры Старшего и пр.). Отличительные черты данной школы: конкретность художественного языка, демократизация образов, внимание к проблемам колорита и светотени — благоприятствовали расцвету реалистического искусства Испании 17 века. С Севильей были связаны работы Б. Э. Мурильо, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса (до 1623 года).
Некоторые представители:
Франсиско де Эррера (1576—1656 г.), испанский живописец. Работал в Севилье, в 1650 переехал в Мадрид, был первым учителем Д. Веласкеса. Религиозные композиции Эрреры, в которых чувствуется его принадлежность к севильской школе и воздействие живописи венецианской школы, отличаются ярко индивидуальной и реалистической трактовкой образов, гибкостью композиции, широтой письма, мастерством передачи светотени (картины из жизни Св. Бонавентуры для монастыря францисканцев в Севилье, 1629 г.). Эррера известен также как автор жанровых полотен ("Любитель выпивки", около 1635 г., Художественный музей, Вустер), гравер и медальер.
Франсиско де Сурбаран (1598—1664 г.), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко; с 1617 г. работал в Льеренье, с 1628 г. — в Севилье. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо (ретабло капеллы Св. Петра в соборе в Севилье, 1625 г.), в дальнейшем характерными для него становятся композиции, посвященные жизни святых и трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин из жизни Св. Бонавентуры, 1629 г., частично исполнен Ф. де Эррерой Старшим, Картинная, галерея, Дрезден, и Лувр, Париж).
В 1630-е — 1640-е годы, в период своего творческого расцвета, Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные, драматически напряженные и в то же время благородно сдержанные в проявлении чувств образы, отличающиеся смелой обобщенностью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых, коричневых, насыщенных красных тонов ("Чудо в трапезной при посещении ее Св. Уго", 1635 г., Провинциальный музей изящных искусств, Севилья; цикл картин для монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, 1638—1639 г., ныне в Провинциальном музее, Кадис).
В 1650-х годах в его произведениях появляются черты лирической созерцательности и эмоциональной взволнованности ("Отрочество Марии", около 1660 г., "Распятие", начало 1660-х годов, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Сурбаран писал также мифологические сцены ("Подвиги Геракла", 1634 г., Прадо, Мадрид), портреты ("портрет доктора прав", собрание Гарднер, Бостон), натюрморты, отмеченные, при предельной простоте мотивов, необычайной цельностью и торжественной, "метафизической" красотой ("Натюрморт с четырьмя сосудами", около 1632—1634 г., Прадо, Мадрид; "Натюрморт с апельсинами", 1633 г., собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Франсиско Пачеко (1564—1645 г.), испанский живописец, график, историк и теоретик искусства, учитель Веласкеса, Алонсо Кано, возможно, Сурбарана. Родился в семье моряка, но в детстве, переехав в Севилью, увлекся литературой и получил гуманитарное образование у своего дяди, каноника севильского собора; одновременно в Севилье обучался живописи. После поездки во Фландрию обосновался в Севилье, где в 1611 г. открыл свою мастерскую, которая стала центром художественной жизни города, она называлась современниками Академией образованнейших людей Испании.
Дважды Пачеко совершал поездки в Мадрид: в 1611 г., когда посетил Эль Греко в Толедо, и в 1623—1624 г., сопровождая своего ученика и зятя Веласкеса к королевскому двору. Второстепенный, но плодовитый живописец Пачеко писал картины на религиозные сюжеты и портреты. В севильском Музее изящных искусств целый зал посвящен его работам, в которые Пачеко неизменно вносил оттенок сухости и прозаизма, в меньшей мере присущие ему как человеку. Широко и многосторонне образованный, серьезный и опытный педагог, он был примечательной, хотя и противоречивой личностью своего времени. Служение (с 1618 г.) в инквизиции цензором, контролирующим сюжеты картин, не помешало Пачеко увлекаться идеями гуманизма, многие точки зрения, близкие теоретикам итальянского маньеризма, не препятствовали ему отдать дань развивающемуся реализму.
Противоречивость теоретических взглядов Пачеко сказалась в его известном трактате "Искусство живописи, ее древность и величие" (первое издание вышло в свет в 1649 г.). Передовые идеи эпохи нашли здесь выражение в признании чрезвычайно важной для живописца работы с натуры, в высокой оценке искусства портрета. Самому Пачеко принадлежат добросовестные живописные и графические портретные работы ("Портрет пожилых супругов", Севилья, Музей изящных искусств; "Портрет рыцаря Саняго", Ричмонд, собрание Кук). Особое место в его творчестве заняла неоконченная "Книга-описание подлинных портретов знаменитых и достопочтенных мужей" (1599 г.), состоящая из 170 портретов-рисунков представителей духовенства, поэтов, художников, музыкантов, врачей. Выполненные черным и красным карандашами, украшенные орнаментированной рамкой, с краткой биографией под каждым портретом, они отличаются четким, хотя и суховатым рисунком.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618—1682 г.), испанский живописец. Учился и работал в Севилье; один из основателей (1660 г.) и первый президент местной Академии художеств. Уже в ранних произведениях Мурильо, отмеченных влиянием Караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х г. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665—1670 г., Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Реалистические черты творчества Мурильо наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами»).
Святой Лаврентий. Ф. де Сурбаран. 1636 г.
|
Мадонна мореплавателей. А. Фернандес. Около 1520 г.
|
Детство Мадонны. Ф. де Сурбаран.
|