Шелкография
(сериграфия или сериография, от греческого seri — шёлк и grafia — писание, изображение; по-французски serigraphie; по-немецки siebdruck)
Вид художественной трафаретной печати. Представляет собой метод печати, при котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. Трафареты делаются из специальной ткани с мелкими ячейками (раньше для этих целей использовали натуральный шёлк, сейчас — ткань из синтетического полиамидного волокна). Ткань пропитывается специальным фоточувствительным составом, который полимеризуется при облучении светом («засвечивается»). Частички полимеризованного состава забивают поры ткани, а непрореагировавший состав вымывается при последующей промывке.
Шелкография (шелкографическая печать) может осуществляться по самым разнообразным материалам и поверхностям — бумаге, картону, древесине, стеклу, металлу, лакированным поверхностям, пленкам, пластмассам. Поэтому, современная шелкография, помимо собственно полиграфии, получила самое широкое распространение в производстве разнообразных технических и потребительских товаров: печатные платы для электронных приборов, сигареты, авторучки, бутылки и флаконы, посуда, керамическая плитка, панели приборов, обои, игральные карты, часы, каминные полки, автомобильные стекла, подносы, зонты, сувениры, картонная упаковка, дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т.д. и т.п., включая изделия мебели.
От других способов печати шелкография отличается сравнительной простотой процесса и применяемого оборудования и, как производственный процесс. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения.
Родоначальниками этого вида искусства были китайцы. Основанием для подобного вывода является тот факт, что именно в этой стране впервые стали производить шёлк. А образцы тканей, дошедшие до нас, датируются 1200 годом до н.э. В китайском языке «шёлк» звучит как «сы». Мы же обозначаем шелкографию, словом, этимология которого пришла к нам из греческого языка.
Существует ещё одна гипотеза, предполагающая возможное возникновение шелкографии в районе Средиземного моря, где-то между древней Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Расцвет финикийской культуры пришелся на 1200—800 г. до н.э. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, не имеют ничего общего с современными, но представляют рождение «множительной» системы, системы «повторения изображения».
Первые и значительные улучшения наступили в начале XII в. н.э. в бывшей тогда столице Японии — городе Камакура (остров Нипон). В древней Японии процветали все виды искусства, включая и шелкографию. С её помощью украшались доспехи самураев и попоны лошадей. Первоначально основным способом нанесения рисунка являлся трафаретный метод. Следующим этапом усовершенствования стало гениальное изобретение — рамка. Необходимый рисунок сначала вырезался, а затем уже наклеивался на сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос и натянутых на деревянную раму. Этот способ позволял надежно закреплять рисунок на поверхности. Тампон, смоченный красящим веществом, прижимался к декорируемой ткани, а присутствие тонких волос не влияло на качество изображения. Считается, что именно тогда в начале XII в. такой тип печати, как шелкография приобрел свои нынешние характерные черты.
Шелкография получила большое распространение в Европе уже в конце XVI в. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 г. Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir.
В XVIII в. это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Американские мебельщики являются пионерами применения шелкографии в мебели, т.к. именно в этот период начинается формирование мебельной промышленности и создания собственного, так называемого колониального стиля мебели.
Большой шаг вперёд произошёл , когда Отсюда и берет свое название шелкография.
Термин шелкография закрепился в самом начале ХХ в., когда в 1907 г. некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (от английского — печатание шёлком), который гарантировал более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем — резиновых ракелей) для нанесения краски.
В 1960-ые годы техника сериографии была усовершенствована популярными художниками, такими как Э. Уорхол, Д. Джонс и Р. Индиана, благодаря их умению разложения цветов по широкому спектру оттенков.
В 1970—1980 г. прошлого века техника шелкографии была еще относительно примитивна, однако была уже довольно популярна у советских мебельщиков. Потом шелкография стала несколько забываться. Падение интереса к шелкографии было связано с периодом освоения большой гаммы новых выразительных средств, ставших доступными по импорту — высококачественных декоративных пленок, лицевой фурнитуры, лаков, эмалей, натурального шпона и т.д., а также с закупкой оборудования для фасонной обработки древесины. Сейчас интерес к мебельной шелкографии вновь растет, в т.ч. и у крупных производителей. Например, шелкография широко используется в новых изделиях шатурской и сходненской мебельных компаний.
Шелкография, как метод декорирования мебели, достаточно популярна в Италии и Испании, а также в Китае.
Шелкографию использовали: Бен Шан, Джэксон Поллок, Роберт Раушенберг (США), Фернан Леже, Виктор Вазарели (Франция).
Слон. Шелкография. Сергей Шутов. 2005 г.
|
Носорог. Дмитрий Плавинский. Шелкография на платке. 1995 г.
|
Шелкография на игрушке.
|