Амфора
(от греческого amphora - сосуд с двумя ручками)
Античный сосуд из глины или бронзы, напоминающий вазу, различной формы, с двумя вертикальными ручками и маленьким основанием или заостренным концом; служил для хранения вина, растительного масла и т.п., играя важную роль в повседневной жизни. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Был распространен у греков и римлян. Часто изображался на античных монетах, главным образом греческие амфоры использовались, кроме того, как приз (например, на панафинских играх в Афинах) и как урна для голосования, что также нашло отражение на греческих монетах.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед) применялись для измерения жидкостей.
Иногда амфоры являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием, Амасисом, Андокидом, Дурисом, Полигнотом и другими мастерами. Амфоры изготовлялись и в средние века (в частности, в Киевской Руси 10—12 в.).
Обыкновенно амфоры были глиняными, изготовленными на гончарном станке, реже из стекла или желтого мрамора (оникса), иногда с носком для выливания, иногда с ножкой внизу, а иногда с заостренным дном. Амфоры служили для хранения не только вина, но также оливкового масла, меда и т.д, даже золота. Перебродившее в бочках вино разливалось в амфоры и ставилось до употребления в кладовые; амфоры крепко закупоривались пробками или заливались еще гипсом, глиной, смолой. На самих сосудах или на особых этикетах означались год и сорт вина.
Производство амфор.
Амфоры изготавливали в греческом мире сотнями тысяч ежегодно в каждом центре производства. Естественно, производство их размещали вблизи сырьевой базы, каковой служили выходы глин. Даже при тщательном перемешивании глина все-таки имеет неоднородную консистенцию. Однако амфоры Родоса III - II веков до н.э. изготовлены из великолепной глины, близкой по качеству к сырью для производства современного фаянса. Глину определенным образом обрабатывали: отмучивали и добавляли примеси.
Для массового производства керамики в глину добавляли специальные примеси, так называемые "отощители". Добавление отощителей позволяло добиться равномерного нагрева и остывания заготовок, что повышало прочность керамики. Иногда тарные амфоры орнаментировали: наносили краской цветные полосы иногда по венчику и ручкам, иногда - по корпусу и горлу.
После подготовки глины гончары приступали к изготовлению сосудов. Не все знают, что амфоры имели заостренную ножку и конусовидный или слегка округленный корпус. Смысл этой формы - удобная укладка в трюмы судов, где амфоры располагали "веером", впритык друг к другу. Именно такая форма позволяли оптимально использовать конструкцию "круглых" кораблей. Амфоры грузили в несколько слоев. И постепенное (в течение веков) изменение их контуров в сторону строгой конусовидности свидетельствует о стремлении торговцев и судовладельцев к наиболее плотной загрузке кораблей.
Как показывают современные исследования, амфоры были сборными. Собирали илх из трех-четырех частей, в зависимости от размера амфоры. Основные детали – горло, верхняя и нижняя части корпуса, ну и, разумеется, ручки. На нижней части оставлялся желобок, на верхней - валик, поэтому их было легко достаточно точно стыковать друг с другом. Стыки замазывали глиной, после чего они становились совершенно незаметны с внешней стороны. Но в таком виде амфоры очень плохо держали жидкие продукты. Чтобы улучшить их качества, амфоры сверху покрывали слоем жидкой глины, а с внутренней обязательно смолили, чаше всего смолой пинки, итальянской сосны. Как правило, для изготовления амфор использовали гончарные круги с ручным приводом. Собственно описаний гончарного производства эллины нам не оставили - это было для них столь обыденно, что не стоило описаний.
Амфоры обжигали в специальных горнах-печах, состоящих из двух частей: топки и обжигательной камеры с полукруглым сводом. Их разделяла перегородка с отверстиями, называемыми продухами. Иногда использовали меха для подачи воздуха. Помимо всего прочего, греки знали как окислительный обжиг, который придавал керамике ярко-красный цвет, так и восстановительный, в результате которого глиняные изделия обретали серые тона. Центры производства амфор однозначно и определяют, когда удается найти остатки именно керамических печей для обжига.
Для VIII века н.э. можно говорить о существовании широкого амфорного производства в Крыму, недалеко от Судака, и разумеется, в Херсонесе. Известны амфоры трех разновидностей. Это, в первую очередь, амфоры для хранения — огромные сосуды объемом до ста литров, близкие по назначению к пифосам. (Пифосы — большие сосуды, в которых бродило вино; затем его переливали в амфоры. В пифосе - а не в бочке, как принято считать - жил и философ Диоген). Такие амфоры как правло, не перевозили в кораблях, а просто закапывали в землю и заполняли чаше всего зерном. Существовали также столовые амфоры, которые, по сути представляли собой двуручные кувшины. Основную же массу составляли транспортные амфоры объемом от 40 до 200 литров.
Черфногурная амфора.
|
Древняя амфора найденная вблизи острова Змеиный.
|
Серебрянная амфора из кургана Чертомлык.
|