Автогравюра
(по-французски graver - создавать рельеф, вырезать, по-немецки graben - копать и греческий autos - сам.
Гравюра, автором которой является сам художник, автор композиции. То есть самостоятельно выполняет печатную форму на металле, линолеуме или дереве.Название происходит от словосочетания «самостоятельно создающий» - сочетания фр. graver – вырезать, создавать рельеф; греческого autos – сам и нем. graben – копать.
Гравюра – это разновидность графики, которая дает возможность создать различными способами печатные формы для размножения изображения через печать с их рельефных поверхностей. Эти печатные формы или «доски» могут быть металлическими, состоять из нескольких досок (кьяроскуро), а также предназначаться для цветной гравюры.
Трафаретная печать - не то же самое, что гравюра, как некоторые ошибочно полагают. Это один из видов прикладной графики – шелкографии, сериграфии и пр. А гравюра - это разновидность станковой графики. И каждый оттиск с печатной формы является авторской работой, даже в тех случаях, когда гравёр нарезает доску по эскизу художника.
Гравюры, в зависимости от материала и формы подразделяется на несколько разновидностей – линогравюра, ксилография, гравюра на металле, на воске, картоне и пр.
Порой к разновидностям гравюры ошибочно относят литографию. Но литография не является гравюрой уже потому, что на всех этапах создания литографии – от подготовки формы до получения оттиска - подобный способ в корне отличается от всех технологических методов создания гравюры, принятых в тиражной станковой графике. Последняя подразумевает глубокую и высокую печать.
Также не используется при создании гравюры и полиграфический метод офсетной печати.
Гравюра на металле также подразделяется на виды, в зависимости от способа нанесения рисунка, формы, а также метода обработки – травления или гравирования. Разновидностями гравюры на металле являются гравюры меццо-тинто, сухая игла, акватинта, гравюра из стали, резцом на меди, офорт. Чтобы создать рельефный рисунок используется либо механический, либо химический методы. Химический метод – это травление кислотой. Механический метод – когда на доску наносится зеркальное изображение, которое подразумевается в следующем оттиске. Изображение процарапывается иглой или инструментом, похожим на штихель для торцовой гравюры, но с заточкой рабочей части и более сильным изгибом клинка или еще какими-либо специальными инструментами.
Японская гравюра
Основная разновидность японских гравюр – это гравюры в стиле укиё-э. Её прародитель – японский график и живописец Хисикава Моронобу. Подобный вид искусства завоевал Японию во II половине XVII века, впервые появившись в городской культуре Эдо (совремённого Токио). Изначально при создании гравюры использовалась только тушь и поэтому изображения были чёрно-белыми. Затем, с начала XVIII столетия, отдельные изображения раскрашивались с помощью кисти цветными красками. С течением времени в том же XVIII веке началось массовое производство гравюры и была внедрена техника многоцветной печати нисики-э или «парчовых картинок». Заслуга внедрения этой техники принадлежит Судзуки Харунобу. Гравюры укиё-э стоили недорого и предназначались преимущественно для горожан, которые могли себе позволить потратить деньги на покупку картин. Обычным сюжетом для гравюр стали картины бытовой жизни горожан, которая также отражалась и в городской литературе того периода. На них могли быть изображены известные актёры театра кабуки (якуся-э), утончённые гейши (бидзин-га) или внушительные борцы сумо. Позже распространение получает и пейзажная гравюра.
И.Д. Сытин Иван Павлов. 1916 г.
|
Гравюра укиё-э.
|
Диоген. Уго да Карпи.
|