Святой колодец
«Святой колодец» (лат. Sacrum Pu-teus) — водоем, иногда с фонтаном в центре, с навесом — киворием, находящийся посреди атриума, кьостро, или клуатра, — внутреннего двора храма, средневекового монастыря. Символически переосмысляется как источник вечной жизни, которую дарует вера в учение Христа. Утилитарно используется в качестве колодца для воды, а также для омовения, очищения перед входом в церковь.
Обычай подобных сооружений восходит к мифам и легендам. В Древней Греции источники воды оформляли мраморными чашами и стелами в память о Каллирое, согласно мифу, покончившей с собой у источника воды. Источники называли «кренами» (греч. krene — «источник, родник»), а скульптурные изображения зверей, мифологических существ, охраняющих источник, — кренофилаксами. В Риме источники воды посвящали местным божествам, связывали с древними поверьями и приметами. Такой путеал (лат. putealis — «колодец, каменная ограда вокруг источника») находился на Римском Форуме.
В Палестине от редких колодцев посреди пустыни зависела жизнь человека и разводимых им коз и овец. Поэтому в Библии в прямом смысле слова родник, источник назван: «колодезь воды живой» (Быт. 26:19; Иер. 2:13). Разбитый, пересохший колодец — символ ложного, неправедного учения (2 Пет. 2:17). От древнего колодца, вырытого Авраамом и вновь открытого Исааком, произошло название города на юге Палестины — Вирсавия (др.-евр. Beerseba — «Колодец клятвы»).
Источник Девы Марии (или источник Святого семейства) почитается в г. Назарете. Переосмысление античных мифов и христианских легенд, в частности аллегорий из сочинения «Гипнеротомахия Полифила», послужило основой многих символических композиций изобразительного искусства. Знаменитым произведением средневекового искусства является «Колодец пророков», или «Колодец Моисея», — архитектурно-скульптурная композиция с многими фигурами, изображающими пророков и сцену Распятия.
В искусстве средневековой Франции христианская символика соединялась с куртуазными сюжетами. В Национальной библиотеке в Вене хранится французский манускрипт «Сердце, объятое любовью» (1457). На одной из его красочных миниатюр под названием «Сердце и Желание у волшебного источника» изображен рыцарь, стоящий перед стелой и читающий эту надпись, другой рыцарь показан спящим под деревом (сравн. «Сон Рафаэля»).
Источники в монастырских садах получали названия, связанные с символикой Мадонны Иммакулаты («Незапятнанной»). На постаменте, под киворием устанавливали скульптуру, изображающую Мадонну с Младенцем, освящающую источник. Такие «фонтаны» именовали «Источник в саду» (лат. «Fons Hortorum»), «Колодец воды живой» (лат. «Риteus aquarum viventium»). В Париже, на о. Ситэ, у апсиды собора Нотр-Дам можно видеть «Святой колодец» — монументальное сооружение над чашей бассейна со статуями Ангелов и фигурой Мадонны с Младенцем под табернаклем. Это неоготическое сооружение создано в 1844 г. по образцу средневековых.
Святой Колодец.
|
Святой колодец. Дмитрий Бодунов.
|
Святой Колодец.
|