Анаморфоза
Оптическое явление, вследствие которого происходит искажение изображения; например, отношение высота-длина не совпадает с видимой реальностью. В живописи, рисунке и гравюре это деформированное изображение, вытянутое в высоту, в длину или в глубину, составляет нечто вроде оптического ребуса, разгадать который можно, если смотреть с определенной точки зрения, корректирующей изображение, или с помощью цилиндрического или конического зеркала, которое размещено перпендикулярно изображению. Игра духа и техническое изобретение, анаморфоза - визуальное явление, заключающееся в инверсии, которая возникает при взгляде в выпуклое или вогнутое зеркало.
Анаморфоза восходит к ренессансным поискам перспективы. Художники заметили, что изображение объекта деформируется, если зритель не находится прямо напротив картины; такая искаженная перспектива описана в «Codex Atlanticus» Леонардо да Винчи. Художники эпохи Возрождения и, главным образом, маньеристы XVI в. страстно увлеклись этим новым открытием.
Самым знаменитым примером анаморфозы в искусстве является искаженное изображение черепа на первом плане картины Гольбейна «Посланники» (Лондон, Национальная галерея). Эрхард Шен, мастер этого жанра, создал множество гравюр с подобными искажениями («Aus, du Alter!»; «Was siehst du?»). Однако не существует никаких следов подобных фресок или картин, о которых говорил Ломаццо.
Явление анаморфозы было изложено в теориях и опубликовано в научных трудах, таких, как «Pratica della Perspettiva» Даниэле Барбаро (1559 г.), который называет анаморфозу «perspettiva segreta». В XVII в. Во Франции выходят работы Саломона де Коса («Perspective, avec la raison des ombres et miroirs», 1614 г.) и математика Франсуа Нисерона («Perspective curieus, ou Magie artificielle des effets merveilleux del'optique», 1638 г.), которые система тизировали явление анаморфозы.
Отец Эмманюэль Меньян написал в Риме, в монастыре при церкви Санта-Тринита деи Монти, громадную фреску, единственную сохранившуюся фреску этого жанра. В Германии иезуит Ата-нас Кирхнер ищет в «Magia anamorphica» философские истины. В XVII в. в Голландии были очень популярны оптические кабинеты: зритель через дырочку, проткнутую в коробке, мог наблюдать интерьер, воссозданный в искаженной перспективе. Искажение в коническом или цилиндрическом зеркале ведет свое происхождение, вероятно, от китайских эстампов, привезенных ко двору Константинополь; вероятно, в Европе этот курьез открыл Симон Вуз.
Тесно связанная с литературными странностями той эпохи, анаморфоза вписывается в культурные рамки эзотеризма и двусмысленности. Вплоть до XIX в, некоторые художники интересовались этой игрой искаженных перспектив и пользовались ею в карикатурах, чтобы скрыть галантные или непристойные сцены или чтобы выразить свою политическую позицию.
Юргис Балтрушайтис опубликовал книгу «Анаморфоза» (Париж, 1955 г.). В 1976 г. в Музее декоративного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная оптическим искажениям в искусстве.
Сны. Дональд Раст.
|
Анаморфоза.
|
Анаморфоза.
|