Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Северини Джино


(7 апреля 1883 г., Кортона — 26 февраля 1966 г., Париж)

Джино Северини (Автопортрет, 1908 г.) Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма, представитель кубизма. Северини родился в семье служащего прокуратуры и модистки. В 1899 году покинул родной город и переехал в Рим. Сумев найти место счетовода, он днем зарабатывал на хлеб насущный, а в свободное время посещал вечерние художественные курсы при Вилле Медичи. Занимался также в частной школе Джакомо Балла, где встретил Умберто Боччони и познакомился с системой цветового дивизионизма. Осваивал последнюю также под влиянием живописи Жоржа Сёра и Поля Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906 г.

В Париже Северини познакомился и подружился с Амедео Модильяни, приехавшим в Париж почти одновременно с ним. Друзья весело проводили время и шли вместе к славе, «перегоняя друг друга на поворотах». В 1908 году картины Северини появились на выставках в Осеннем Салоне и Салоне независимых. Жил главным образом в Париже (в 1935—1946 г. — в Риме), часто приезжая в Италию. В 1910 году вместе с художниками и скульпторами Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Баллой подписывается под «Техническим Манифестом футуристической живописи». Все его творчество отмечено влиянием кубизма, что особенно заметно в ранних работах художника. В этот период для его живописи характерны две тенденции: чисто футуристические поиски динамизма и скорости, с одной стороны, и постоянная забота кубизма — формальная композиция и уравновешенность структур — с другой.

В 1913 году Северини женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора. В 1915 г. у молодых супругов родилась дочь Джина. От ранних пуантилистских вещей («Весна на Монмартре», 1908 г., частное собрание, Париж) перешел к более масштабным картинам, пронизанным бурной ритмикой форм, преображенных в красочное полуабстрактное зрелище. Главным источником мотивов для этих наиболее известных его произведений были ночные кабаре («Голубая танцовщица», 1912 г., частное собрание, Милан; «Динамические иероглифы бала Табарэн», 1912 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Воспоминания о путешествии (Джино Северини) В футуристических картинах Северини стремление подчеркнуть динамику изображаемого (путём совмещения разновременных эпизодов и зрительных аспектов с помощью идущей от неоимпрессионизма мозаически-дробной манеры письма) противоречиво сочетается с рационалистической выверенностью в композиции и колорите, чёткостью форм («Танец "пан-пан" в "Монико"», 1910—1911 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В ряде работ нашел выражение футуристический культ войны как «гигиены мира» («Поезд Красного креста», 1914 г., Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Пушки в действии», 1915 г., частное собрание, Милан). Дойдя до полной беспредметности («Сферическое распространение центробежного света», 1914 г., частное собрание, Милан), Северини затем обратился к фигуративным, достаточно традиционным образам («Материнство», 1916 г., музей Этрусской академии, Кортона). Аналогичный поворот от авангарда к неоклассике выражен и в его теоретических текстах (эссе «Символизм пластический и символизм литературный», 1916 г.; «Машинизм в искусстве. Авангардная живопись»; оба сочинения — 1917 г.).

Сблизившись в 1919 г. с журналом «Валори пластичи» («Valori plastici»; 1919—1922), он обращается к изучению классического наследия — законов перспективы и светотеневой моделировки, математических пропорций и модулей, организующих живописное пространство. В теоретическом эссе «От кубизма к классицизму» (1921 г.) Северини выступает сторонником «эстетики циркуля и числа».

В 1910-е г. и в конце жизни Северини приблизился к абстрактному искусству, в конце 1920-х и в 1930-е г. — к кубизму, в основном же работал в духе неоклассицизма. Крайне субъективистское стремление к созданию «вознесённых» над реальной жизнью форм «искусства будущего» постоянно приводило Северини к искажению и огрублению мотивов окружающей действительности. В 1920-е годы Северини увлекся фреской и даже расписал несколько церквей. Свой первый опыт в «церковной живописи» он изложил в книге «Церковное искусство» (1926 г.).

Санитарный поезд, мчащийся через город (Джино Северини, 1915 г.) В межвоенный период многочисленные монументально-декоративные композиции Северини (в замке Монтегуфони близ Флоренции, 1921—1922 г., и во Дворце правосудия в Милане, 1936—1937 г.; росписи церквей в Швейцарии — во Фрибуре, Таванне, Лозанне, Ла Роше, 1923—1939 г., и т.д.), равно как и станковые полотна (пейзажи античного Рима, натюрморты, мотивы комедии дель арте), с одной стороны, примыкали к «новеченто», ставшему официальным стилем фашистской Италии, с другой — вобрали в себя и немало элементов более приватной «метафизической живописи».

В 1935 году Северини вернулся в Рим. Этот переезд был связан с многочисленными заказами из Италии. Работа затянулась, в 1939 году началась вторая Мировая война, приковавшая семью художника к Риму. В 1936 году на ХХ Биеннале в Венеции у Северини был собственный зал с экспозицией. В 1942 году художнику даже удается провести несколько персональных выставок. В 1940-е — 1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу «Вся жизнь живописца» (1946 г.). В этом же году Северини вернулся в Париж.

С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм. В 1959 году Северини работает над восстановлением (по памяти и фотографиям) своей самой знаменитой картины «Танец "пан-пан" в "Монико"», погибшей во время войны. Умер Северини в Париже 26 февраля 1966 г. в своем парижском доме. Согласно последней воле художника, 15 апреля его тело было перезахоронено в родном городе Кортоне.

Танцовщица в голубом (1912 г.)
Танцовщица в голубом.
Дж. Северини. 1912 г.

Танец пан-пан в Монико (Джино Северини)
Танец "пан-пан" в "Монико".
Дж. Северини.

Танец в Мулен Руж (Джино Северини, 1913 г.)
Танец в "Мулен Руж".
Дж. Северини. 1913 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.