Ар информель, информализм
(от французского informel - бесформенный)
Направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов ХХ века во Франции (в Париже). Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в послевоенной Европе. Понятие «информализм» применимо как собирательное для многочисленных течений в абстракционизме 50-х годов. Например, ташизм рассматривается и как категория информализма, так и развившееся из него художественное течение. «Информализм» является столь же ёмким понятием, как и появившаяся примерно в то же время лирическая абстракция.
Возникновение и развитие.
Информализм организуется в 1945—1946 годах в Париже, в рамках «Парижской школы», как противоположность геометрическому абстракционизму. Название этого художественного направления восходит к парижской выставке под наименованием signifiance de l’informel. В 1948 году в рамках информализма образуется художественная группа КоБрА (CoBrA). Название группы художники создали, взяв первые буквы городов, в которых жили – Копенгагена, Брюсселя и Амстердама. Целью движения "CoBrA" было открытое выражение в живописи подсознательных инстинктов. Чтобы придать своим произведениям жизненную силу, художники использовали метод пастозного наложения краски и яркие тона. В отличие от представителей чисто абстрактного искусства, они уделяли особое внимание разработке фантастических образов, навеянных фольклором и мистическими представлениями.
Художники направления Ар информель были заняты поиском новых способов создания образа, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (кубизм, экспрессионизм). Отказавшись от геометрических и фигуративных форм, они поставили своей целью открытие нового художественного языка. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Ар информель крайне разнообразно, но всех их объединяет свободная живописная манера и густое наложение краски. Согласно представлениям художников-информалистов, эмоциональность и спонтанность художественных произведений важнее их совершенства и разумности, отвергаются также любые правила, любая регламентация. Художники отказываются от изображения как людей, так и предметов, даже в абстрактной форме. Сильное влияние на становление и развитие информального искусства оказал сюрреализм, особенно в форме автоматизма, и раннее творчество В. Кандинского.
Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США. Ар информель было очень широким движением и включало живописцев как фигуративной, так и абстрактной ориентации. Получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании. Италии и Германии. Из информального искусства в Европе развился ташизм (представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.) Оба понятия часто употребляются как европейские параллели американскому искусству действия (по-английски - action painting). Близкими по духу к информализму являются также живопись цветового поля и ар брют.
Представители: Карл Отто Гёц, Эмиль Шумахер, Эмилио Ведова, Асгер Йорн, Гюнтер Брус, Ханс Хартунг, Жорж Матье, Жан-Поль Риопель, Карел Аппель, Жан Дюбюффе, Вольс, Пьер Сулаж, Никола де Сталь, Антони Тапиес, Жан Фотрие и другие.
Пейзаж. Эмиль Шумахер.
|
Без названия. Асгер Йорн.
|
Девственный лес. Эмилио Ведова.
|