Сарацинов искусство, Сарацинские ковры
(ср.-лат. saracenus, из греч. sarakenos, от арабск. sarki — «восточный»). В античности «сарацинами» («восточными людьми») называли небольшое племя, занимавшее земли в Аравии, близ Синайского полуострова. Затем, в раннее Средневековье, так именовали всех арабов, берберов, бедуинов. Отсюда мифическая этимология: сарацин от имени Сарры, супруги библейского праотца Авраама, или от арабск. sarak — «грабить».
В истории западноевропейской культуры слово «сарацины» получило значение: враги христиан. В 732 г. предводитель франков Карл Мартелл (688—741) в битве при Пуатъе (Франция) разбил конницу сарацинов и тем самым остановил арабское нашествие на Европу. В 1453 г. под натиском турок пал Константинополь, мусульманами была разгромлена тысячелетняя Византийская империя, оплот христианской культуры на Востоке. После этого турецкая империя захватила территорию Греции, Балкан и острова Восточного Средиземноморья.
Продвижению сарацинов, как их тогда называли, оказывали сопротивление крестоносцы. Однако еще в IX—XI вв. сарацины захватили земли в Южной Италии. В 1062 г. отважные пизанцы отбили у сарацинов г. Палермо на о. Сицилия. Летом 1480 г. турецкая армия высадилась на юго-восточном побережье Италии и захватила г. Отранто. Старший сын неаполитанского короля Альфонс Арагонский (1448— 1495) в 1481 г. взял Отранто приступом, и эта победа избавила Италию от турецкого нашествия.
Эти и другие события своеобразно отразились в истории искусства. Так, в XVIII в. готический стиль в архитектуре позднего Средневековья считали «сарацинским», т. е. привнесенным в Европу с арабского Востока. Этой точки зрения вначале придерживался Й. В. Гёте, а также английский архитектор К. Рен.
В период увлечения стилем Неоготики (вторая половина XVIII— начало XIX в.) этот неостиль не отделяли от «сарацинского». X. Уолпол написал «готическую повесть» «Замок Отранто» (1764), в которой слышатся отголоски эпизодов сражений рыцарей с маврами. Во второй половине XIX в. стилизации под экзотику арабского Востока — «стиль сарацинов» — стали называть «мавританским стилем».
Однако помимо искаженных представлений об искусстве Востока и его влиянии на Запад происходила действительная ассимиляция элементов мусульманской культуры. Мудехары (мусульмане, получившие разрешение остаться в Испании после реконкисты XV в.) строили дворцы — алькасары, изготавливали люстровую керамику и серебряные чеканные изделия, шёлковые ткани.
От древних коптов — египтян, принявших христианство в III—IV вв., — арабские мастера заимствовали ткацкое ремесло. В XI— XII вв. в мусульманской Испании, а затем в Нидерландах они наладили производство тканых ковров с геометрическим орнаментом. В Германии такие ковры называли «языческими» (нем. Heidnisch Werk), затем за ними закрепилось название «сарацинские ковры». В начале XVIII в. в подражание мусульманским коврам на французской мануфактуре Обюссон производили шпалеры, которые тоже именовали «сарацинскими».
Мавританский стиль.
|
Надгробие Карла Мартелла в аббатстве Сен-Дени.
|
Скульптура короля Альфонсо Арагонского.
|