Символ розы в искусстве
Белую розу в качестве символа божественной любви упоминал Данте Алигьери в «Божественной комедии». Согласно легенде, Архангел Гавриил сплел для Богоматери три венка из роз: из красных — символ страдания, из белых — радости и из желтых — в знак будущей славы. В литаниях (молениях) Мадонну именуют «Rosa Mistica» (итал., «Волшебная роза»).
По поверью, в Райском саду рос розовый куст без шипов, но после грехопадения Адама и Евы на нем появились шипы, как напоминание о совершенном грехе. Поэтому Мадонну, желая подчеркнуть Ее чистоту, называют «розой без шипов». Считается также, что в итальянском городе Падуе благодаря молитвам Св. Антония Падуанского выросли розы без шипов. Они изображены на знаменитом Изенгеймском алтаре. Однако предполагают, что в этой легенде имеется в виду не роза, а розовый пион.
Гирлянда из роз символизирует нить с чётками, изобретателем которых считается Св. Доминик де Гусмана. Он сделал бусы из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком (le rosaire), но идея чёток заимствована из Индии.
Средневековые трубадуры видели в розе символ земной любви и поклонения Прекрасной Даме, что связано с мистикой Святого Грааля, сказаниями о Красном рыцаре и «Белой Розе».
«Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое здание в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой (1226 – 1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «каменные розы» — круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разно-цветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире.
Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия. Французский медиевист — исследователь средневекового искусства — Э. Маль называл большую розу собора в Реймсе «темно-пурпурным цветком». Она была украшена сочными, темного тона красными, зелеными и синими стеклами, характерными для витражного искусства 1240—1250-х гг. (уничтожена бомбардировкой 1914 г.).
Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. Алтарные вит-ражи символизируют Восток, Святую землю, «западная роза» при вечернем солнце ассоциируется со страной мертвых и днем Страшного суда, роза, расположенная на торце северного трансепта, не освещается солнцем, оттого и краски ее холодят. Зато «южная роза» сверкает лучами полуденного светила. Рисунок каменного переплета роз включает колонки с капителями и аркатуру, что сближает символику каменного цветка с мандолой и «колесом Фортуны».
В Англии во время начавшейся распри между королевскими домами Ланкастеров и Йорков враждующие партии избрали своими гербами розы: алая роза появилась в гербе Ланкастеров, белая — в гербе Йорков. В 1455 г. началась война Алой и Белой розы, закончившаяся гибелью в 1485 г. короля Ричарда III Йорка. В гербе новой английской династии Тюдоров при короле Генрихе VII алую и белую розы соединили в одну эмблему. Во Франции роза была любимым мотивом художников Лотарингии, она означает «бесконечную красоту жизни» (франц. «la reine etemelleftient adorable» — «королева бесконечного восхищения»).
Картина с Розами.
|
Maria Rosa Mistica.
|
Роза из металла.
|