Сан Паоло фуори ле Мура
Сан Паоло фуори ле Мура (итал. San Paolo fuori le Mura) — церковь Св. Павла за стенами, самая крупная в Риме после храма Св. Петра в Ватикане. Возведена, как и другие раннехристианские базилики, «ad martyres» (лат.) — над местом мученичества. Именно на том месте, за стенами, в южной части города по Остийской дороге (в Остию, пригород Рима), где в 64 г. при императоре Нероне Св. Апостолу Павлу мечом отсекли голову.
На предполагаемом месте захоронения первые христиане возвели небольшое надгробие, а в IV в. император Константин распорядился построить базилику. Другое название храма — Остийская базилика. Гробницу Апостола включили в апсиду, и ныне там возвышается алтарь. Даже позднее, когда в 386 г. базилику расширили и развернули апсидой к востоку, гробница осталась под алтарем. В VIII и IX вв. храм разрушали, сначала лангобарды, затем сарацины, но планировка и главный неф сохранили облик, типичный для раннехристианских базилик.
Длина нефа - 132 м. Восемьдесят гранитных колонн делят внутреннее пространство на пять нефов. Колонны взяты из древнеримской базилики Эмилия (II в. до н. э.), находившейся севернее Форума. Вход в храм осуществляется через атриум, по раннехристианскому обычаю, однако двор с четырех сторон окружен колонными портиками, построенными в конце XIX в. Поэтому бывший атриум называют квадри-портиком (лат. quadri — «четырежды»).
В центре высится статуя, изображающая Св. Апостола Павла с мечом (орудием мученичества) и Евангелием в руках. Необычайно ценна мозаика, сохранившаяся на триумфальной арке, отделяющей алтарную часть от нефов. Арку связывают с именем Галлы Плацидии, сводной сестры императора Гонория, скончавшейся в Риме в 450 г. Считается, что арка и мозаики выполнены по ее распоряжению.
В центре композиции — погрудное изображение благословляющего Христа в сиянии лучей и с посохом в руке. По сторонам от него — два Ангела, а далее — 24 старца Апокалипсиса. Наверху — символы евангелистов. По сторонам арочного проема — изображения Апостолов Петра и Павла. Вдоль стен главного нефа, на фризе, идущем над аркадами, в круглых медальонах помещены изображения всех Римских Пап от Св. Апостола Петра до Иоанна Павла II.
Мозаики, украшающие главный фасад церкви, включая изображение Спасителя на троне и Агнца Божьего на горе с вытекающими из неё четырьмя райскими реками, выполнены взамен утраченных в XIX в. Мозаика конхи апсиды изображает Спасителя на троне в деисусной композиции. Она создана венецианскими мастерами, приглашёнными Папой Римским Гонорием III (1216-1227).
Готический киворий — произведение флорентийца Арнольфо ди Камбьо (1285). Под киворием — мраморный алтарь IV в., обозначающий место погребения Св. Апостола Павла. Церковь знаменита своим кьостро, окруженным аркадой, опирающейся на сдвоенные колонны (многие из них сделаны витыми, различающимися по форме и декору).
Фриз и колонны украшены мраморной инкрустацией и мозаикой из разноцветной смальты. Известно, что эту работу закончили в 1214 г. мастера семьи Вассаллетто. В картинной галерее и капелле Реликвий храма экспонируются многие произведения искусства, связанные с его историей.
Базилика Сан Паоло фуори ле Мура.Рим.
|
Внутренний двор с галереей в церкви Сан-Паоло фуори ле мура.
|
Сан Паоло Фуори ле Мура. Базилика.
|