Эстетика Бидермаера в творчестве В. А. Тропинина
Бидермайеровская тенденция проявляется также и в искусстве aвтопортрета московской школы. Ведущим мастером этого жанра является Василий Андреевич Тропинин (1776—1857), бывший крепостной, выпускник Петербургской Академии художеств, с 1824 г. работавший и Москве. Знаменитый портрет А. С. Пушкина кисти Тропинина в сравнении с портретом поэта, созданным в том же году О. А. Кипренским, выглядит идеализированным и даже салонным.
Искусству Тронинина свойственны тенденции сентиментализма. Это качество послужило поводом для несколько ироничной характеристики домашней атмосферы его «халатных» портретов и «жанровой интриги типизированных девушек» — портретов красавиц в бидермайеровском понимании. Тропинин равнодушен к живописному пространству. Это делает его произведения внестилевыми, поскольку именно пространственное мышление определяет творческий метод и индивидуальный стиль живописца.
В ранние годы Тропинин вписывал свои фигуры в интерьеры, изображенные другими художниками. Позднее он делал фон картин нейтральным, coсредотачивая всю работу на светотеневой (но не живописной) моделировке лица и портретируемых. Равнодушные к проблемам цвета и изобразительного пространства, Тропинин и его последователи К. И. Рабус, Ф. Ф. Кюнель, С. К. Зарянко, В. Е. Раев, С. М. Шухвостов далеки от истинного Романтизма, в котором движение света и цвета передают движения души. Их картины намеренно архаичны.
Для Бидермайера характерны неопределенность в отношении формы композиции, размывание жанровых границ. Портретируемые Тропинина всегда изображены за каким-либо занятием, но на самом деле они не работают, а только позируют либо кокетничают. В этом «девушки» Тропинина родственны «головкам красавиц» П. Ротари. Сентиментальность сближает московский Бидермайер и эстетику елизаветинского рококо.
В русле бидермайеровской эстетики находятся многие произведения художника-дилетанта графа Ф. П. Толстого, сентиментальные картины П. А. Федотова. Несмотря на стилистическую нейтральность, это искусство выработало устойчивые формы, главным образом в оформлении интерьера и мебели, что объясняет его выживаемость в последующий период Историзма, характеризуемый целым калейдоскопом неостилей. Так, например, в русской мебели заимствованные из Западной Европы элементы «сниженного ампира» были востребованы на протяжении всего XIX в.
Золотошвейка. 1826 г. 81х64 см. Тропинин В.А.
|
Девушка с горшком роз. В.А.Тропинина.
|
Гитарист. В.А. Тропинина.
|