Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Златоустовская гравюра на стали


(от названия города Златоуст)

Златоустовская гравюра на сталиНародный художественный промысел, появившийся в Златоусте (в наше время Челябинская область России) в начале девятнадцатого века. Изначально мастера Златоустовской гравюры специализировались на украшении клинков.

Уникальное искусство Златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовских мастеров нельзя считать прародителями этого художественного направления: хороший клинок ценился на уровне предметов искусства еще во времена древневосточных цивилизаций. Естественно, клинки украшались резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы.

К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении «златоустовского» стиля Златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.

Аллах и Мухаммед (Златоустовская гравюра)Первыми художниками-оружейниками были одни из лучших мастеров Золингена — отец и сын Шафы, которые до начала 1818 года являлись единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на фабрике. С 1818 г. все оружие украшалось русскими художниками. Работы 1820—1830-х годов — начало возникновения Златоустовского стиля украшения оружия. Клинки этого периода отмечены печатью высокого мастерства. Для этих работ характерны сложные сюжетные композиции на оружии. Лучшими образцами этого периода являются работы И.Н. Бушуева, вершина творчества которого — «Древнее вооружение» (комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра). Формирование стиля, характерного для второй половины XIX в. проходило гораздо медленнее и с большим трудом. На него наложило свой отпечаток модное увлечение странами Востока и стремление сделать гравюру доступной более широким слоям населения. Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И.Н. Бушуева И.П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.

В 1830—1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П.П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцов, подсвечников, столовых приборов. Оживление началось только после реформы 1861 г.

Блюдо (Златоустовская гравюра на стали)Искусство второй половины XIX в. — это, в основном, искусство орнамента. Оружие украшалось стилизованным растительным орнаментом, выполненным в различной технике: вытравка и золочение, просечные работы, насечка золотом и серебром. В насечных и ажурных клинках мастера добились единства формы предмета и украшения. Выработался этот стиль в результате глубокого изучения многих технических приемов, применявшихся в различных центрах художественной обработки металла.

В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. В 1920—1930-е годы, в основном, украшали декоративные топорики, ножи для бумаги, столовые приборы, именное подарочное оружие. Эпоха революционных потрясений наложила сильный отпечаток на характер украшения. На смену орнаменту пришли индустриальные пейзажи, портреты вождей. В годы Великой Отечественной войны, начиная с 1941 года, Златоустовским заводом специально для Уральского добровольческого танкового корпуса было выпущено 3356 финских ножей.

В настоящее время (1992—2009 г.) работы Златоустовских мастеров вышли на международный рынок, участвуют в выставках за рубежом и в России. Кроме ПО «Булат» художественной обработкой металла занимаются мастерские «ЛиК», «Практика», «Формула» и др.

Редкое и самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту. Именно поэтому она пользуется большой популярностью как в России, так и в других странах и неизменно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира. Лучшие образцы гравюры хранятся в сокровищницах России - в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля.

Шлем (И. Бушуев и др., 1820-1830 г.)
Шлем. Фрагмент
(рыцарские доспехи).
Мастер И. Бушуев и др.
Сталь, чеканка,
гравировка, травление,
золочение. 1820-1830 г.

Чайный набор (Златоустовская гравюра на стали)
Чайный набор
(золочение, серебрение, выполнен
в стиле Златоустовской
гравюры на стали)

Наградная шпага (мастер Шаф, 1820 г.)
Наградная шпага.
Мастер Шаф.
Бронза, сталь,
литье,полировка,
гравировка, золочение.
1820 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.